The Washington Post назвала возможного главу Афганистана при талибах
Один из основателей запрещенной в России террористической организации «Талибан», глава политического офиса талибов в Дохе мулла Абдул Гани Барадар может стать новым главой Афганистана, сообщает газета The Washington Post.
Издание пишет, что Барадар прибыл в Кандагар, где его встретили тысячи афганцев. Некоторые из них приветствовали талибов, другие собрались посмотреть на возможного лидера.Как указал CNN, влиятельный представитель талибов накануне вернулся в страну после 20-летнего изгнания.
Бывший немецкий дипломат и специалист по Афганистану, сооснователь научно-исследовательского центра Afghanistan analysts network Томас Руттиг пояснил, что годы, проведенные Барадаром в заключении в Пакистане, повысили его политическую легитимность. По оценкам эксперта, Барадар оказался более влиятельным, чем ожидалось, и «развил и продемонстрировал политическое понимание». «Я бы сказал, что он что-то вроде противовеса более воинственным людям в движении «Талибан». И хорошо, что есть такой человек», — отметил эксперт.
Барадар был правой рукой основателя «Талибана» муллы Омара. Бардар (в переводе «брат») не его фамилия, а прозвище, данное первым лидером движения. Мулла Омар возглавлял боевиков с 1994-го, который считается годом создания «Талибана», до своей гибели в 2013-м. При нем Барадар стал главой штаба талибов, потом командующим силами на западе Афганистана, а затем и главой кабульского гарнизона.
Как писал журнал Newsweek в 2009 году, он также распоряжался финансами талибов и выпускал наиболее важные политические заявления движения от своего имени. Знакомые с Барадаром описывали его как спокойного и уравновешенного человека, более терпеливого и открытого к переговорам, чем Омар.
После вторжения США в 2001 году Барадар бежал в Пакистан. В 2010 году он был арестован спецслужбами Пакистана и США, сидел в пакистанской тюрьме и был освобожден в 2017-м, что стало первым шагом на пути к политическим договоренностям между Вашингтоном и талибами.
Барадар был главным переговорщиком талибов, именно он подписал в начале 2020 года соглашение с США, которое привело к выводу американских войск. После захвата Кабула он выпустил видеообращение, в котором заявил о новом испытании для талибов. «Теперь начнется испытание. Теперь речь пойдет о том, как мы сможем защитить наших людей и обеспечить их будущее», — сказал потенциальный глава страны.
The Guardian отмечает, что Барадар — наиболее публичная фигура движения, верхушка которого до последнего времени предпочитала оставаться в тени.
Представитель «Талибана» пообещал, что его лидеры публично заявят о себе. «Медленно, постепенно мир увидит всех наших лидеров, не будет тени секретности», — указал представитель талибов.
Боевики объявили о полном захвате Афганистана 15 августа. В тот же день президент страны Ашраф Гани бежал за границу. Вице-президент Афганистана Амрулла Салех 17 августа заявил, что после бегства Гани он является главой государства, и призвал жителей страны бороться с талибами. Политик уточнил, что сам он остается в Афганистане. Pajhwok писало, что Ахмад Масуд, сын влиятельного лидера таджикской общины Афганистана Ахмада Шаха Масуда, Салех и еще несколько влиятельных политиков обосновались в провинции Панджшер, куда талибы пока не добрались.