Политика, 18 ноя 2014, 00:01

Россияне готовы поддерживать сепаратизм в недружественных странах

Больше 40% россиян поддерживают идею отделения некоторых регионов от крупных стран, и только 14% выступают сторонниками принципа территориальной целостности, свидетельствуют данные ВЦИОМа. Только часть россиян занимают принципиальные позиции по этому вопросу, остальные зависят от политической конъюнктуры, говорят эксперты. В 2008 году российское общество было готово отстаивать целостность Сербии, но с таким же энтузиазмом признало независимость Абхазии и Южной Осетии
Читать в полной версии
Фото: РИА Новости
Только треть россиян отрицательно относятся к сепаратизму как таковому, следует из данных последнего опроса ВЦИОМ. При этом положительно оценивают стремление некоторых территорий отделиться от крупных стран 42% респондентов. Еще почти треть опрошенных (28%) не смогла определиться с ответом на вопрос социологов. Отделение регионов должно проходить через референдум, считают подавляющее большинство россиян (71%). Такие референдумы считают несостоятельными только каждый десятый (9%), а почти каждый пятый (19%) не определился со своим отношением по этому вопросу.
 
С большим сочувствием к сепаратизму относятся в Москве и Санкт-Петербурге (53% ответили скорее положительно) и в целом в крупных населенных пунктах, чем в селах (39%).  Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров в разговоре с РБК объяснил это большей информированностью и политизированностью жителей крупных городов.
 
При этом идея распада крупных государств на мелкие не пользуется такой же поддержкой. Почти половина россиян (45%) скорее отрицательно оценивает идею разделения крупных государств на мелкие. Причем самые пожилые среди опрошенных (старше 60 лет) строже относятся к территориальной целостности, чем самые молодые респонденты в возрасте до 24 лет. Среди пожилых – 48% сторонников сохранения крупных государств против 38% среди молодежи. Чуть более четверти респондентов (27%) относятся к идее о распада крупных стран благосклонно.  
 
В вопросе о том, как поступать, когда та или иная территория хочет отделиться, россияне продемонстрировали прагматизм: самый частый ответ (37%) – каждый случай индивидуален, и если одним регионам стоит предоставить право на самоопределение, то другим –  нет. При этом территориальная целостность воспринимается как незыблемая ценность только 14% россиян, еще 15% затруднились ответить.
 
Около трети респондентов (34%) ответили, что у народов есть право на самоопределение. С сентября 2008 года эта цифра менялась незначительно, но весной того же года только пятая часть  (19% в марте 2008 года) россиян высказывалась за право народов на самоопределение. Тогда, в феврале 2008 года, о своем суверенитете в одностороннем порядке провозгласил сербский край Косово, его независимость сразу же была признана США и большинством стран Европейского союза, что Россия посчитала нарушением международного права. Следующий опрос ВЦИОМ проводился уже после того, как Москва после краткосрочной войны с Грузией признала независимость самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии.
 
Люди отвечают по-разному в зависимости от того, как они относятся к каждой конкретной стране, считает Федоров. «Сербов мы любим, а албанцев нет, поэтому отделение Косова от Сербии – это плохо. Дончан мы любим, а украинцев – нет, поэтому отделение Донбасса от Украины – это, скорее, хорошо. Поэтому нельзя сказать, что все россияне – сторонники территориальной целостности или, наоборот, сепаратисты. Каждый случай они оценивают отдельно», – прокомментировал РБК данные опроса гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.
 
«Сейчас люди видят, что сепаратистами называют антифашистское население Донбасса, и поддерживают его право на самоопределение, – соглашается близкий Кремлю политолог Сергей Марков. – Люди сочувственно относятся к каталонцам не потому, что не любят испанцев, а потому, что Испания участвует в санкциях и атаке на нас».
 
Примеры отделения территорий россияне прежде всего ассоциируют с чеченскими войнами и югославским конфликтом, что настроило людей поддерживать стабильность, отмечает доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. Разницу в отношении россиян к праву на самоопределение в пределах одного 2008 года эксперт объясняет воздействием пропаганды. «Отделение Косово подавалось как безусловный негатив, а признание независимости Абхазии и Южной Осетии Россией сопровождалось совсем иначе. В каждой точке зрения существует ценностное ядро, но на него всегда нарастает большое число голосов, которые определяются исключительно информационным фоном», – считает Тэвдой-Бурмули. 
 
Опрос был проведен 27-28 сентября 2014 года. Опрошены 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Как индексировать зарплату. Разбираем спорные вопросы
Pro
Супруг отчуждает долю в бизнесе при разводе. Как на это реагирует суд
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов