Посол Казахстана отверг планы дерусификации страны
Разговоры об ущемления русского языка в Казахстане не имеют под собой оснований, проблемы русского языка в стране нет, и речь о дерусификации не идет. Об этом в интервью телеканалу РБК рассказал посол Казахстана в России Ермек Кошербаев.
«Русским языком владеет <...> владеет практически все население нашей страны. У нас проблема в большей степени касается нашего родного казахского языка», — сказал он.
Кошербаев отметил, что во времена Советского Союза большая часть городского населения Казахстана начала «терять язык», «язык не развивался». «Без знания русского языка ты практически не мог пробиться в высшие эшелоны власти или же добиться каких-то маломальских успехов. <...> После развала Советского Союза языковой вопрос встал со всей остротой. Язык — это душа народа».
Усилия властей Казахстана направлены не просто на сохранение, а на развитие казахского языка, отметил посол. «Расширение сферы применения казахского языка оно происходит ни в коем случае не за счет снижения использования русского языка. То есть русский язык он как есть, так и остается, и это записано в Конституции, языком межнационального общения», — заверил Кошербаев.
«Речь о дерусификации не идет. Мы лишь боремся за качественное и корректное применение государственного казахского языка», — продолжил он.
По словам посла, всего в Казахстане сейчас около 7 тыс. школ, из них около половины, 3700, — с казахским языком обучения, русский язык в них преподается как иностранный. «Вместе с тем у нас около 1100 школ на русском языке. Это где-то 16–17%. Это преподавание только на русском языке. <...> И две тысячи с лишним школ, где обучение ведется на казахском и русском языке — около 30%. То есть если исходить из национального состава населения нашей страны, то я считаю, что это хороший показатель», — подчеркнул Кошербаев.
Он заверил, что у властей нет планов по полному переводу обучения на исключительно казахский язык.
Летом 2021 года в Сети были опубликованы видеозаписи рейдов «языковых патрулей», которые проверяли использования казахского языка в магазинах и государственных учреждениях. Рейды прошли в таких городах, как Нур-Султан, Алма-Ата, Павлодар, Уральск и других. Глава Россотрудничества Евгений Примаков 11 августа упрекнул власти Казахстана в том, что они не осуждают действия националистов в отношении русского языка, а, напротив, призывают Россию «понять сложные обстоятельства», в которых находится правительство.
«Россию и российское общественное мнение раз за разом призывают «понять сложные обстоятельства», в которых находится правительство, которому ах как непросто и ох как нелегко в таких условиях да с такими вот провокаторами жить. А легко ли приходится вот этой русской женщине? А многим другим?» — написал тогда Примаков.
На следующий день руководство Казахстана отреагировало устами первого заместителя главы администрации президента Даурена Абаева. Он назвал действия языковых патрулей казахских националистов недопустимыми и возмутительными.
«Вне всяких сомнений, такие прецеденты недопустимы и возмутительны. Поэтому правоохранительные органы дадут справедливую правовую оценку. Не потому, что российские депутаты возмутились, а потому, что в нашей стране в принципе подобные вещи жестко пресекаются вне зависимости от того, кто подвергся дискриминации, по какому поводу: казахи, русские или представители других этносов», — сказал Абаев.
«Подавляющее большинство наших граждан осуждают такие проявления пещерного национализма», — добавил он.