Лавров назвал вбросом данные Reuters о новых свидетелях крушения Boeing
Министр иностранных дел России Сергей Лавров скептически отнесся к материалам агентства Reuters, которое в этом году пообщалось с жителями поселка Красный Октябрь вблизи падения малазийского Boeing.
«То, что опубликовало агентство Reuters, авторитетное и уважаемое, очень похоже на вброс, — цитирует его Интерфакс. — Какие-то свидетели, которые противоречат друг другу, высказывают довольно забавные для любого специалиста вещи, например, про какую-то «виляющую» ракету, отделяющиеся ступени, синий столб дыма».
По словам Лаврова, свидетели Reuters «умудрились увидеть» крушение самолета в 25 км от места крушения «в условиях серьезной облачности». Лавров добавил, что западные коллеги и СМИ не обращают внимания «на многочисленные записи свидетельских показаний, причем не анонимных, а записанных на камеру конкретных лиц, которые говорят, что в этот день видели истребитель в небе над местом крушения самолета». Лавров упомянул о человеке, который работал на одном из военных аэродромов Украины. «[Он] заявил и тоже на камеру, что один военный самолет улетал в тот день на задание и вернулся без ракеты. Это при том, что украинские власти многократно заявляли, что никаких вылетов в этот день не было», — цитирует Лаврова РИА Новости.
Reuters для своего расследования, которое было опубликовано 12 марта 2015 года, опросило жителей поселка Красный Октябрь, который находится вблизи места крушения самолета. Они рассказали о ракете, которая летела над головами незадолго до крушения лайнера. Агентство назвало эти данные наиболее подробными свидетельствами на сегодня, которые позволяют предположить, что лайнер был обстрелян с подконтрольной ополченцам территории, отмечает агентство. Эти данные, по мнению Reuters, «описывают траекторию полета ракеты на ранних стадиях».
Агентство, в частности, пообщалось с 58-летним Петром Федоровым. Он рассказал, что находился во дворе вместе с матерью и «раздался хлопок такой силы», что оба непроизвольно присели. «Эта ракета здесь вот так шла, виляла, потом какая-то ступень отделилась, и вот там, где в стороне Лутугино у нас, Торез, чуть правее, уже было видно, когда самолет в воздухе разваливался. Только потом мы уже узнали, что Boeing», — сказал Федотов. Reuters также заметило, что во время интервью на камеру Федотов сказал, что ракета была выпущена с территории, подконтрольной силовикам. Однако после, без записи, изменил свое мнение на прямо противоположное. На вопрос о том, почему изменил свои слова, Федотов ответил, что боится ополченцев. Мужчина также указал корреспонденту Reuters на место в 1,5 км от поселка, где, как ему сказали местные фермеры, ракетная установка произвела запуск. Когда корреспондент агентства побывал на этом месте в феврале, там не было никаких следов запуска ракеты. В своем материале агентство отмечало, что показания местных жителей не доказывают, что ракета, выпущенная рядом с поселком, была той, что сбила самолет, поскольку ни один из них не видел момент запуска.
Пассажирский самолет Boeing 777, выполнявший рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года в Донецкой области недалеко от поселка Грабово. На борту находились 283 пассажира (в основном граждане Нидерландов) и 15 членов экипажа — все погибли.
По версии украинской стороны, самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух», которая была выпущена с территории, подконтрольной ополченцам ДНР. Минобороны России настаивает на двух приоритетных версиях. Первая — в районе катастрофы находились подразделения украинской армии, которые имели на вооружении ЗРК типа «Бук-М1». Согласно второй версии, в день трагедии недалеко от пассажирского лайнера находился штурмовик ВВС Украины. Управление безопасности Нидерландов в сентябре опубликовало предварительный отчет о расследовании обстоятельств авиакатастрофы. Ведомство не обнаружило признаков технической неисправности самолета или ошибки экипажа. Как следует из отчета, фактической причиной катастрофы было воздействие внешнего фактора. В частности, называется попадание большого количества «высокоэнергетических объектов» в самолет. Окончательный доклад будет представлен летом 2015 года.