Киев решил использовать факт задержания двух россиян в европейском суде
«Это не единственный факт, подтверждающий присутствие российских войск на территории Донбасса. Такие факты мы фиксируем и передаем в Европейский суд. Мы работаем над тем, чтобы когда придет время рассмотрения нашего заявления, все эти доказательства были в пользу Украины», — заявила в эфире киевского телеканала «24» первый заместитель министра юстиции Украины Наталья Севостьянова.
Киев направил в ЕСПЧ 16 жалоб под общим названием «Украина против России». Первая из них касалась положения с правами человека в Крыму накануне референдума о присоединении к России, вторая — «похищения детей сирот в Донбассе и их незаконного вызова в Россию». В остальных заявках Киев жаловался на национализации украинской собственности в Крыму, «аннексию и оккупацию территории».
17 мая украинские власти заявили о задержании под Луганском двух человек, которых в Киеве сразу назвали «бойцами спецназа ГРУ». На следующий день в Генштабе сообщили, что задержанные — военнослужащие 3-й бригады спецназа из Тольятти — Евгений Ерофеев и Александр Александров.
19 мая Служба безопасности Украины опубликовала видео с показаниями россиян. Согласно показаниям Ерофеева, в группу, командиром которой он является, якобы входили 12 человек, среди них снайперы, пулеметчики, саперы и разведчики — все граждане России. «Прибыл на территорию Луганской области в начале апреля, дату точно не помню. Зашел в составе отряда, второго отряда третьей гвардейской бригады специального назначения. Врио [временно исполняющий обязанности] командира отряда майор Напольских. Является гражданином Российской Федерации, является военнослужащим», — говорится в видеозаписи.
Александр Александров на допросе рассказал, что его бригада вошла на территорию Украины 26 марта 2015 года. «Зашли в составе второго батальона в количестве 220 (двухсот двадцати) человек. Командир батальона — Напольских Константин Николаевич, майор, гражданин Российской Федерации», — говорилось в представленной в выходные Киевом видеозаписи. Из показанного допроса следовало, что группе якобы ставилась «задача наблюдения за вооруженными силами Украины» и что якобы командир группы Ерофеев «поставил задачу провести доразведку местности в районе моста перед городом Счастье», для чего группа вернулась туда и вела наблюдение.
Председатель СБУ Валентин Наливайченко заявил, что Александрова и Ерофеева будут судить за участие в «террористической деятельности». По информации Reuters, их также обвинили в причастности к гибели украинского военнослужащего.
Первая реакция на сообщение Киева о задержании двух офицеров ГРУ прозвучала из самопровозглашенной Луганской народной республики (ЛНР). Заместитель командующего народной милицией ЛНР Сергей Козлов заявил, что попавшие в плен к украинцам в районе города Счастье являются ополченцами. Козлов назвал их имена — Александр Александров и Евгений Ерофеев, сказал, что они были ранены, и потребовал освободить их.
Днем 18 мая пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подчеркнул, что Кремль неоднократно опровергал присутствие российских военных на Украине и посоветовал обратиться с этим вопросом в Министерство обороны. Спустя несколько часов официальный представитель российского Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что захваченные СБУ в районе города Счастье граждане России Александр Александров и Евгений Ерофеев на момент своего задержания 17 мая 2015 года «не являлись действующими военнослужащими Вооруженных сил РФ». По словам Конашенкова, российское силовое ведомство проверило информацию украинской стороны и установило, что Александров и Ерофеев ранее действительно проходили службу в одном из соединений ВС РФ и имеют военную подготовку. По его словам, в ведомство обратилось руководство Ассоциации ветеранов войск специального назначения с просьбой «выйти по официальным каналам на Генштаб Украины с целью прекратить издевательства над своими ранеными товарищами со стороны сотрудников СБУ в ходе выбивания выгодных показаний». Утром 19 мая источник газеты «Коммерсантъ» сообщил, что в Москве активно ищут выход из сложившейся ситуации. Он не исключил отдельных переговоров на эту тему на уровне генеральных штабов России и Украины.
19 мая к задержанным начали пускать журналистов. В беседе с корреспондентом «Новой газеты» россияне поблагодарили врачей за оказанную медицинскую помощь, но отказались отвечать на вопросы, являются ли они военнослужащими российской армии.
Пресс-секретарь Amnesty International Украина Богдан Овчарук заявил изданию УНН, что никаких нареканий по поводу отношения к себе россияне ему не высказывали, но потребовали встречи с адвокатом и консулом России.
В МИД России сообщили, что настаивают на встрече задержанных с работниками консульства России для оказания им необходимой помощи в соответствии с нормами международного права.