Авиакатастрофа с президентом Ирана, 19 мая, 20:48

Что известно о погибшем президенте Ирана Эбрахиме Раиси

Он и сопровождавшая его делегация погибли в авиакатастрофе
19 мая вертолет президента Ирана Эбрахима Раиси потерпел крушение на северо-западе страны. Политик и сопровождавший его глава МИДа погибли. Что известно о Раиси и что произойдет в случае его смерти — в статье РБК
Читать в полной версии
(Фото: Iran's Presidency / WANA (West Asia News Agency) / Reuters)

19 мая один из трех вертолетов кортежа президента Ирана потерпел крушение на северо-западе страны, предположительно, из-за плохих погодных условий. Позднее стало известно, что на борту находились сам Эбрахим Раиси, имам пятничной мечети города Тебриз Сайед Мохаммад-Али аль-Хашем, глава провинции Восточный Азербайджан Малик Рахмати и министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян. Перед аварией делегация принимала участие в переговорах с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на границе двух стран.

Вертолет потерпел крушение в окрестностях села Узи в иранской провинции Восточный Азербайджан (административный центр — Тебриз). Поисково-спасательные группы не сразу смогли добраться до места происшествия из-за сильного тумана и труднопроходимости местности.

Утром 20 мая власти Ирана официально подтвердили, что президент, сопровождавшие его члены делегации и все члены экипажа погибли. Судя по фотографиям, которые публикует иранский телеканал Press TV, вертолет врезался в крутой склон и разрушился на отдельные фрагменты. Tasnim пишет, что продолжаются попытки опознать тела всех жертв крушения.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Кто такой Эбрахим Раиси

Эбрахим Раиси родился 14 декабря 1960 года в семье священнослужителя во втором по величине городе Ирана Мешхеде, расположенном в провинции Хорасан-Резави. Когда ему было пять лет, его отец скончался. В 15 лет Раиси поступил на обучение в духовную семинарию города Кума, одно из ведущих мировых образовательных богословских учреждений для шиитов. Затем Раиси получил докторскую степень в юриспруденции в Университете им. Шахида Мотахари в Тегеране. В студенческие годы активно участвовал в народных волнениях, которые привели к Исламской революции 1979 года и упразднению монархии.

Раиси начал свою карьеру в качестве прокурора в 1980-х годах. В 1988 году вошел в специальный комитет, который казнил тысячи политических заключенных преимущественно из числа участников леворадикальной «Организации моджахедов иранского народа», противостоявшей режиму аятолл. За те события Раиси получил прозвище «тегеранский мясник». В 2019 году правительство США также включило его в санкционный список с формулировкой «за административный надзор за казнями лиц, которые на момент совершения преступления были несовершеннолетними, а также за пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания в отношении иранских заключенных, включая ампутации конечностей».

В 1989 году Раиси был назначен на должность столичного прокурора, а в 2004-м стал заместителем председателя Верховного суда. На этой должности он пробыл последующие десять лет до назначения генеральным прокурором Ирана в 2014 году. В 2016-м Раиси возглавил крупнейший религиозный фонд Ирана «Астане Кодсе Разави».

В 2017 году баллотировался на пост президента Ирана, но уступил действующему президенту Хасану Роухани. На следующих президентских выборах 2021 года Раиси одержал победу, заручившись поддержкой консервативных групп и набрав 62% голосов (при этом явка стала самой низкой за историю Исламской Республики).

Какой властью обладает президент в Иране

В Иране основная власть принадлежит духовному лидеру, который исполняет свои обязанности пожизненно, — 85-летнему аятолле Али Хаменеи. Это место он занимает с 1989 года, когда скончался первый духовный лидер Ирана аятолла Рухолла Хомейни. После провозглашения в 1979-м Исламской Республики Иран Хаменеи занимался формированием Корпуса стражей исламской революции (КСИР), затем был депутатом меджлиса (парламента) от Тегерана, а с 1981 по 1989 год был третьим президентом страны.

Президент — это второе после духовного лидера лицо в Иране. Его избирают прямым голосованием на четырехлетний срок, и занимать этот пост он может не более двух сроков подряд. Он выполняет представительские функции (например, получает от иностранных послов верительные грамоты или вручает госнаграды), исполняет обязанности премьер-министра (в 1989 году в Конституцию Ирана внесли поправки, которые упразднили эту должность), подписывает международные соглашения, отвечает за госплан и бюджет. Он не руководит работой правительства — оно подотчетно духовному лидеру и меджлису.

Согласно ст. 131 иранской Конституции, «в случае смерти, увольнения, отставки, отсутствия или болезни президента продолжительностью более двух месяцев» его полномочия переходят к его первому заместителю. С 2021 года это место занимает Мохаммад Мохбер 1955 года рождения, который до этого с 2007 года возглавлял штаб по исполнению распоряжений имама Хомейни (полугосударственная организация в прямом подчинении духовного лидера; ее название отсылает к приказу Хомейни 1989 года, которым он предписал создать подразделение по управлению имуществом, заброшенным в годы после революции 1979 года). В течение 50 дней совет, куда входят спикер меджлиса, глава судебной власти и первый вице-президент, должны организовать президентские выборы.

По оценке эксперта Российского совета по международным делам Никиты Смагина, гибель президента — событие незаурядное и стрессовое, которое потребует перестроения работы правительства. При этом, отмечает эксперт, гибель Раиси иранскую систему не обрушит. «Главный риск — это возможное восприятие гибели президента протестно настроенными массами как сигнал к действию. Мол, президента нет, ненавистная система шатается — пора выходить на улицу. Тем более что последние месяцы полиция нравов начала лютовать на улицах городов Ирана похлеще прежнего, и возмущения среди народа хватает», — пишет эксперт. Однако, считает он, и эту вероятность переоценивать не стоит: «Гибель президента — это не та эмоция, которая должна сильно всколыхнуть иранское общество». «Если Раиси погиб — это серьезный стресс для системы, но не экзистенциальный вызов», — резюмировал Смагин.

Pro
Почему рано говорить о конце эпохи свободной торговли — The Economist
Pro
Как нанороботы помогают людям жить дольше
Pro
Спасут ли валютные облигации и флоатеры от инфляции и в чем риски
Pro
Повышение ставки налога на прибыль: чем это грозит бизнесу и акционерам
Pro
«₽100 за доллар уже в августе». Почему укрепление рубля было недолгим
Pro
В России меняется подход к крупным нарушениям на таможне. В чем суть
Pro
Что делать, если ребенка буллят: подробная инструкция
Pro
К черту амбиции: почему зумеры отказываются от повышений — Fast Company