Рада может не успеть выполнить требование Майдана о люстрации
Депутаты украинского парламента во вторник провели заседание рабочей группы для доработки перед вторым чтением законопроекта «Об очищении власти», называемого законом о люстрации. Документ, внесенный десятком влиятельных депутатов, включая лидеров фракций, в первом чтении был принят 14 августа, тогда за принятие инициативы проголосовали 259 депутатов из 299 зарегистрированных в зале (всего 450).
Цель закона — восстановление доверия к власти и создание условий для построения новой системы органов госуправления в соответствии с европейскими стандартами, говорится на сайте парламента. Согласно принятому в первом чтении тексту законопроекта, подавляющее большинство госслужащих и депутаты парламента, а также силовики должны будут пройти проверку на соответствие получаемых ими и их семьями доходов расходам за трехлетний период. Если чиновник не даст согласия на проверку или не пройдет ее (не докажет, что его официальные доходы позволяли совершать соответствующие траты) — он будет уволен, ему на десять лет будет запрещено работать на госслужбе.
Вести проверку чиновников законопроект уполномочивает национальное агентство Украины по вопросам государственной службы, а депутатов — ЦИК. Агентство должно будет создать специальные комиссии для проведения проверки.
Законопроект также определяет круг лиц, которые заранее признаны непрошедшими люстрацию. Это руководство страны с февраля 2010 по 22 февраля 2014 года — президент Виктор Янукович, премьер-министр Николай Азаров и его заместители. В числе других под действие закона может подпасть Сергей Тигипко, бывший вице-премьер в правительстве Азарова. Тигипко участвовал в президентской кампании этого года, сейчас его партия «Сильная Украина» начала готовиться к досрочным парламентским выборам, которые могут быть объявлены до конца месяца. Также непрошедшими люстрацию признаны те, кто работал на руководящих должностях в Коммунистической партии, ЦК ВЛКСМ, являлись сотрудниками КГБ, служили или сотрудничали со спецслужбами других стран. Под эту норму подпадает первый президент независимой Украины Леонид Кравчук.
Целью заседания во вторник было проинформировать общество о том, что происходит с законом, предложения по изменению содержания законопроекта будут собраны к следующей встрече — 26 августа, сказал РБК член рабочей группы, депутат «Батькивщины» Владимир Арьев. Текст законопроекта, по его словам, и так является компромиссным, поэтому депутат не ожидает, что к нему будет подано много поправок. Депутат фракции «Батькивщина» Леонид Емец заявил агентству Интерфакс-Украина, что считает возможным согласовать окончательный текст законопроекта ко второму чтению до 2 сентября, когда состоится заседание Рады.
По оценке Арьева, шансы на принятие закона 50 на 50: общество готово к этому закону, а политики — нет.
Есть и те, кто считает, что в нынешней редакции вероятность принятия закона невысока. «Если мы пойдем за популистскими лозунгами и будем вписывать в этот закон всех, кого только можно, и не определим нормальные рабочие критерии, не определим окончательные сроки, я думаю, мы вообще ничего не примем», — заявил журналистам Интерфакс-Украина депутат фракции УДАР Виктор Чумак по итогам заседания рабочей группы. Даже если закон не будет принят этим составом парламента, он будет принят следующим, после выборов, возражает Арьев.
Основные разногласия — вокруг круга лиц, которые подпадут под люстрацию, и формирования комиссии. Оппозиция не поддерживает предложенный вариант, в котором люстрация — тотальная и может затронуть как нынешнего президента Украины Петра Порошенко, который был министром при Януковиче, так и первого президента Леонида Кравчука, если он захочет баллотироваться в парламент, цитирует РИА Новости слова депутата оппозиционной Партии регионов Анны Герман.
Депутатам будет трудно принять закон, так как многие из них являются первыми кандидатами в его жертвы, объясняет исполнительный директор «Transparency International Украина» Алексей Хмара. Законопроект требует доработки, указывает Хмара: не прописана детально работа агентства по госслужбе, к тому же само агентство сильно зависит от власти, что может отразиться на беспристрастности его работы, требуется уточнить процедуру формирования комиссий. Также, по словам эксперта, необходимо четче прописать критерии, которые могут быть основанием для недопуска к госслужбе.
Всего закон может затронуть около 1 млн человек, считает Хмара. По его словам, украинские госслужащие и раньше подавали декларации о доходах и расходах, однако у государства не было ресурсов для проведения проверки их достоверности. Теперь это может быть сделано. В то же время уже не прошедшие люстрацию чиновники могут оспорить это решение в суде, говорит эксперт.
Предлагаемая украинскими депутатами мера не нова, сопоставление доходов и расходов — обязательный элемент практически каждой люстрационной кампании в странах, где причиной политического кризиса была коррумпированность режима, однако в современных условиях она может быть не столь эффективной, как раньше, говорит председатель правления Transparency International в России Елена Панфилова: многие наверняка уже успели все спрятать, а те, кто еще этого не сделал, имеет шанс успеть до второго чтения законопроекта. Обычно люстрационные механизмы шире — оценивается не только материальное состояние, но и, например, процедура принятия решений, говорит Панфилова.
Проверку в соответствии с законом должны будут пройти председатель парламента, два его заместителя, премьер-министр Украины и его заместители, министры правительства, руководители центральных органов власти, которые не входят в состав кабинета министров, и их заместители, руководитель Службы безопасности Украины, глава Счетной палаты, уполномоченный по правам человека, военнослужащие, за исключением солдат-срочников, судьи Конституционного суда и члены судейской квалификационной коллегии, руководящий состав органов внутренних дел и налоговой милиции, дипломаты, сотрудники прокуратуры и Центральной избирательной комиссии. Проверка коснется депутатов Верховной рады, а также депутатов парламента Крыма и членов правительства Крыма, который Украина считает своей территорией. Распространится проверка не только на действующих госслужащих, но и на тех, кто до 1991 года состоял в рядах Коммунистической партии. Изучаться будут декларации не только самих госслужащих и депутатов, но и их родственников.
Три степени люстрации
После падения СССР и коммунистических режимов в странах Балтии и Восточной Европы вопрос о люстрации в той или иной форме поднимался во всех новых демократических государствах. Где-то, как в Чехии и Польше, люстрацию проводили наиболее последовательно, где-то, как в Венгрии и Словакии, люстрация, начавшись, сошла на нет, а где-то, как в России или на Украине, к ней вообще не приступали, ограничившись разговорами. РБК предлагает изучить опыт некоторых стран.
Чехия
Сразу после произошедшей в Праге «бархатной революции» осенью—зимой 1989 года была распущена Служба госбезопасности (StB) — всего в начале 1990 года было уволено около 6 тыс. человек. Весной того же года прошла реформа судов и органов прокуратуры — уволили треть судей и не менее половины прокуроров. Благодаря этому в июне 1990 года в стране прошли свободные выборы в новый парламент. В начале 1991 года депутаты приняли закон о люстрации (о декоммунизации), согласно которому высокопоставленным функционерам Коммунистической партии Чехословакии, кадровым сотрудникам StB, их агентам и ряду других лиц в течение пяти лет запрещалось работать в госорганах и избираться в парламент. Всего до 1996 года предполагалось проверить 140 тыс. человек. Первый президент Чехии Вацлав Гавел не поддерживал люстрацию, хотя и вынужден был подписать закон о ней. В 1996 году он пытался воспрепятствовать продлению действия закона до 2000 года, но парламент преодолел его вето, и с тех пор закон стал бессрочным. Всего по закону о люстрации из госорганов уволились до 80 тыс. человек.
Венгрия
Ситуация с люстрацией в Венгрии определяется тем фактом, что после 1989 года многие люди, руководившие страной при коммунистическом режиме, в том числе бывшие функционеры Венгерской социалистической рабочей партии (ВСРП) и служб госбезопасности, сумели остаться во власти. Первая попытка призвать их к ответу провалилась: написанный в 1992 году закон Зетени — Такача, устанавливавший суровые наказания, вплоть до пожизненного заключения, за «предательство Родины», был признан неконституционным. В 1994 году Конституционный суд определился в отношении лиц, чье прошлое могло быть связано с ВСРП и спецслужбами: их биографии могут быть открыты, если это представляет общественный интерес. На практике это привело к тому, что привлечь к ответственности бывших коммунистических функционеров стало очень непросто. Лишь в 2003 году был принят закон об «Учреждении исторического архива органов госбезопасности Венгрии», но и он открывал доступ лишь к 7–8% секретных документов. В 2013 году появился новый закон — о «Комиссии национальной памяти», но в целом люстрация в Венгрии не привела к реальным результатам.
Россия
Люстрационные процедуры в России, широко обсуждавшиеся в начале 1990 х годов, так и не получили законодательного оформления, за исключением принятого в октябре 1991 года закона о реабилитации жертв политических репрессий: в нем содержалась правовая норма, направленная на признание уголовной ответственности лиц, виновных в политических репрессиях. Однако на практике вопрос о привлечении таких лиц к ответственности ставился лишь в единичных случаях. В 1992 году депутат Госдумы Галина Старовойтова в качестве представителя партии «Демократический выбор» внесла в Верховный совет РФ проект закона «О запрете на профессию для проводников политики тоталитарного режима», однако рассматривать по существу его не стали. В 1997 году Старовойтова попыталась — вновь безуспешно — внести этот закон на рассмотрение Госдумы.
Полина Химшиашвили