Политика, 19 сен 2014, 17:58

Профильный комитет одобрил проект об ограничении участия иностранцев в СМИ

Комитет Госдумы по информационной политике рекомендовал Госдуме принять в первом чтении законопроект об ограничении доли иностранного капитала в российских СМИ. В заключении комитета указано лишь на технические недочеты документа, концептуально проект полностью поддержан.
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Законопроект вызвал всплеск возмущения в журналистской среде, заявил Туманов. Что послужило поводом для написания законопроекта при том, что гайки для СМИ в стране и так закручены – неясно, а ведь законы должны следовать за жизнью, недоумевал депутат.

Поводом стали события вокруг российских границ и «огромная информационная атака на руководство страны», пояснил соавтор проекта, первый зампред комитета по информационной политике Вадим Деньгин (ЛДПР). Даже если СМИ покупаются как бизнес, в результате все равно скатываются в политику – это происходит даже с глянцевыми журналами, добавил Деньгин. Медиарынок после принятия закона не рухнет, уверен депутат, ограничения – общемировая практика, все защищают безопасность своих медиаграниц. «Для меня безопасность страны первична, а бизнес – вторичен», – заявил он.

Другой соавтор документа, эсэр Владимир Парахин отметил, что одним из способов сохранения иностранного капитала в российских СМИ может стать франшиза. «Управляйте по франшизе, отдайте часть пакета коллективу редакции – ради Бога», – предложил он.

Законопроект также станет мерой по деофшоризации российских СМИ, считает Деньгин. Документ позволит вывести из тени конечного бенефициара и понять, кто является заказчиком публикаций в СМИ, добавил Парахин. Единоросс, член комитета Роман Чуйченко сказал, что законопроект надо принимать, доработав его ко второму чтению. О поддержке документа и фракцией КПРФ заявил ее представитель в комитете Александр Ющенко.

Комитет зря упрекают в спешке при принятии этого законопроекта – он, наоборот, принимается поздно, все крупные страны уже ввели ограничения на иностранный капитал, отметил первый зампред комитета по информполитике Леонид Левин. По его словам, правовое управление Госдумы документ поддержало, заключения правительства не требовалось, но туда документ также направлен. Ожидается, что в первом чтении законопроект будет принят 23 сентября.

Светлана Бочарова

Кто может пострадать от закона о 20%

Телевидение

В эфирном ТВ сегодня есть лишь два международных стратегических инвестора: шведская Modern Times Group, которая владеет 37,9% телевизионного холдинга «СТС Медиа» (каналы СТС, «Домашний» и «Перец»), и американская Walt Disney Co., которой принадлежит 49% канала Disney. Кроме того, сейчас на NASDAQ торгуется около 36% головной компании «СТС Медиа», зарегистрированной в американском штате Делавэр – CTC Media Inc. Официальные представители «СТС Медиа» и канала Disney отказались комментировать внесенные в Госдуму поправки. Зато иностранные вещатели широко представлены на тематическом ТВ: через кабельные сети и спутник сегодня в России распространяются русскоязычные версии таких каналов, как Discovery, TV 1000, Universal Channel, Nickelodeon, Sony Sci-Fi и др. Учредителями этих СМИ в соответствии с действующей редакцией закона о СМИ являются российские юрлица, но их владельцами – иностранные компании. Например, учредитель зарегистрированного в Роскомнадзоре электронного СМИ Discovery Channel (свидетельство ЭЛ № ФС 77-49139 от 26 марта 2012 года) – ООО «Дискавери Коммьюникейшнс», 49% которого принадлежит зарегистрированной в Великобритании DN Publishing Music Ltd, 51% – ООО «Дискавери Холдинг». Его владельцем, в свою очередь, выступает все та же DN Publishing Music Ltd. Представитель группы Discovery в России отказался от комментариев.

Радио

В радиовещании зарубежных стратегических инвесторов сегодня нет. Примечательно, что французская группа Lagardere, в конце 2011 года продавшая кемеровскому холдингу «Сибирский деловой союз» 100% Европейской медиагруппы (радиосети «Европа Плюс», «Ретро FM» и др.), своей причиной ухода из России назвала как раз изменения в российском законодательстве. Запрет иностранцам владеть свыше 50% в электронных СМИ распространялся изначально только на телеканалы, радиостанции попали под это ограничение только в 2011 году.

Интернет

В интернете самые популярные интернет-ресурсы не являются СМИ. Не имеют свидетельства о регистрации СМИ в Роскомнадзоре и русскоязычные сайты западных медиакомпаний. К примеру, в соответствующем реестре не значится сайт Русской службы Би-би-си – bbc.co.uk/Russian.

Печатные издания

Иностранные инвесторы широко представлены в печатных изданиях. ИД Burda (журналы «Лиза», Playboy, Ooops!, «Отдохни» и др.) на 100% принадлежит немецкой группе Hubert Burda Media. Свои полностью подконтрольные подразделения в России есть у американского ИД Conde Nast (журналы Vogue, GQ, Glamour, Tatler и др.) и немецкого ИД Axel Springer (Forbes, OK!, Geo и др.). Основным владельцем компаний, образующих ИД Sanoma Independent Media (Cosmopolitan, «Домашний очаг», Harper’s Bazaar, Grazia, Men’s Health, National Geographic, The Moscow Times, «Ведомости» и др.), является финская Sanoma Corp. А американской Hearst Corp. принадлежит 50% в ИД Hearst Shkulev Media (Elle, Maxim, Marie Claire, Psychologies, «Антенна–Телесемь», StarHit и др.). Представители Conde Nast, Sanoma Independent Media, Axel Springer отказались от комментариев. Другие ИД не ответили на запрос РБК.

Как в России менялись требования к работе СМИ

Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали