Политика, 19 ноя 2014, 06:49

Аудиторы «большой четверки» отметили снижение спроса от госкомпаний

Аудиторы из числа «большой четверки» сообщают, что российские госкомпании стали отказываться от их услуг. Особенно большое снижение спроса идет со стороны компаний оборонного сектора. По мнению аудиторов, речь идет о негласных указаниях прекращать работу
Читать в полной версии
Фото: Lori

Российские госкомпании постепенно замораживают отношения с аудиторами из так называемой «большой четверки». В нее входят KPMG, PwC, Deloitte и Ernst and Young. Об этом заявил на заседании экономического клуба ФБК заявил партнер департамента аудиторских услуг КПМГ в России и СНГ Кирилл Алтухов, пишет газета «Коммерсантъ».

«Существует негласная рекомендация госкомпаниям приостановить работу с международными аудиторами и консультантами», – заявил Алтухов. Эту информацию изданию подтвердили в одной из российских аудиторских компаний. «Действительно, было такое внутреннее негласное указание главам ряда госкомпаний, часть из них уже ведет переговоры с российскими аудиторами о заключении договоров по аудиту отчетности на 2015 год», – заявил собеседник издания.

Однако в компаниях «большой четверки» эту информацию подтвердить или опровергнуть не удалось. В Ernst & Young отказались от комментариев, а в PwC и Deloitte на запросы издания не ответили.

При этом от услуг аудиторов отказываются не все госкомпании. Так, больше всего стараются отказаться от услуг компании оборонного комплекса. Источники издания в оборонном комплексе, в частности в «Ростехе», заявили, что директивных указаний о запрете на работу с иностранными аудиторами они не получали. Однако два топ-менеджера из российских оборонных компаний заявили, что ряд компаний отказались от сотрудничества с «большой четверкой». По их словам, это было самостоятельное решение руководства предприятий. Оно было принято из опасений, что подобный аудит приведет к возможной утечке стратегически важной информации.

О том, что «большая четверка» может столкнуться с ограничениями при работе в России, в конце августа сообщала газета «Ведомости». По ее даным, речь шла о запрете на право работать с государственной тайной. Издание со ссылкой на сотрудников двух из четырех компаний, федерального чиновника и источника, близкого к ФСБ России, писало, что у службы есть претензии к тому, как аудиторы хранят информацию. В частности, серверы для хранения этих данных должны находиться в России, а удаленный доступ к ним от иностранных филиалов необходимо ограничить.

С проблемами тогда уже столкнулись все четыре компании. В частности, у KPMG лицензии на работу со сведениями, содержащими гостайну, не было, и она привлекала организацию, у которой вскоре поиостановили лицензию. Представитель KPMG заявил изданию о том, что не использует в работе иностранные серверы, а в EY заявили изданию, что работают в соответствии с российским законодательством.

В середине ноября депутаты Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов предложили внести изменения в закон «Об аудиторской деятельности» и запретить иностранным компаниям проводить аудит предприятий с госучастием. «Больше всего возмущает то, что есть огромный перечень предприятий, где государство имеет стопроцентный пакет акций, и даже они заказывают аудиторские проверки у «большой четверки». А в этих компаниях работают западные специалисты, которые получают доступ к документам и материалам. Естественно, вся полученная информация уходит и в США, и в ЕС», – заявлял газете «Известия» один из инициаторов поправок Андрей Свинцов.

Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы