Украинский кризис, 20 ноя 2014, 20:03

Перезапуск мира: почему переговоры по Украине зашли в тупик

Участники переговоров по урегулированию конфликта на Украине активизировали поиск оптимального переговорного формата. Возлагая ответственность за срыв минских соглашений друг на друга, все признают преимущество минского формата, хотя в Киеве не прочь сузить число переговорщиков, исключив представителей ополчения. Именно попытка Киева лишить «Новороссию» представителей на переговорах завела их в тупик, настаивают в Москве
Читать в полной версии
(Фото: ТАСС)

В четверг все вовлеченные в переговоры по Украине стороны высказались за необходимость их перезапуска. В поддержку минских договоренностей, заключенных в сентябре высказались президент Украины Петр Порошенко, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, представители российского МИДа и непосредственный участник переговоров, член трехсторонней контактной группы Украина – РФ – ОБСЕ посол Хайди Тальявини. Но из их заявлений непонятно, где и когда переговоры возобновятся. Как сказал в четверг замминистра иностранных дел России Григорий Карасин, консультации о возобновлении переговоров контактной группы ведутся всегда, но «пока ничего конкретного нам не известно». 

Позиция Москвы и ополченцев: в чем ошибка Киева

В Москве, по словам человека, близкого к администрации президента, считают, что Киев с самого начала не хотел исполнять большинство пунктов минского соглашения, а подписал его в основном ради передышки и перегруппировки войск для нового наступления. Для Москвы принципиально важным пунктом было определение статуса Донбасса как особого района и выборы его руководителей, признанных Киевом, с тем, чтобы в дальнейшем он мог вести с ними предметные переговоры. Для этого необходимо было согласовать и принять закон об особом статусе этих территорий и провести выборы по процедурам и в границах, которые устроили бы ополчение. Но Киев нарушил все эти базовые договоренности, продолжает собеседник РБК. Закон не был согласован с другой стороной конфликта, а границы так и не были очерчены.

Внесенный в Раду 15 сентября законопроект об особом статусе провозгласил, что их границы будут проходить по границам ведения антитеррористической операции, определенной в законе Украины «О борьбе с терроризмом». На этой территории президент Петр Порошенко предложил 9 ноября, а не 26 октября, в день внеочередных выборов в украинский парламент, провести выборы местных советов и должностных лиц. Эти выборы должна была назначить Верховная рада. Но в итоговом варианте, поддержанном парламентом, дата выборов была перенесена на месяц – они должны были пройти 7 декабря. Но закон был подписан Порошенко 16 октября – менее чем за три месяца до указанного срока, что лишало, по украинскому законодательству, юридической возможности провести выборы и 7 декабря.

Изменился и порядок определения территорий с особым статусом – полномочия на это получила не Верховная рада, а руководитель антитеррористического центра при СБУ. Но силовики с границами так и не определились.

От проведения выборов по украинскому законодательству руководство ДНР и ЛНР отказалось и провело собственные выборы 2 ноября. Их итоги не признала даже Москва. Выборы в Верховную раду 26 октября на территории под контролем ополченцев не проводились.

Так как Донбасс лишился представительства в украинском парламенте, представители «Новороссии» утверждают, что их теперь больше ничего не связывает с Киевом. «Люди Донбасса в парламенте не представлены, а источником власти по Конституции Украины является народ», – объяснил РБК нелегитимность для Донбасса нового созыва Верховной рады председатель парламента конфедерации ДНР и ЛНР Олег Царев.

А недавний закон Украины о прекращении социальных выплат на территории антитеррористической операции нарушает два пункта минских соглашений, в том числе необходимость принятия мер по улучшению гуманитарной ситуации в Донбассе, говорит РБК Денис Пушилин, назначенный ДНР уполномоченным на минских переговорах. 

Все эти действия украинских властей завели переговорный процесс в тупик: Киеву теперь не с кем договариваться в «Новороссии», отмечает собеседник, близкий к Кремлю.

Позиция Киева и Запада: в чем ошибка Москвы и ополченцев

Чтобы выполнить минские соглашения, необходимо остановить военные действия, закрыть границы, освободить пленных, прекратить поставки вооружений террористам, начать политические переговоры, а также провести свободные выборы в Донецкой и Луганской областях, перечислил в четверг президент Украины Порошенко.

Россия стоит за террористами, поэтому от нее нужно требовать выполнения договоренностей, тем более, что посол России на Украине Михаил Зурабов поставил под ними свою подпись, объясняет позицию Киева РБК помощник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко. В соглашениях написано, что стороны прекращают обстрел, сторона, за которой стоит Россия, обстрел не прекращает, погибло более 100 человек, также с российской стороны не выполнен пункт по созданию буферной зоны, не выполнено требование об обмене пленными «всех на всех» – Украина отдала всех, а у российской стороны осталось 650 украинских солдат и офицеров, перечисляет Геращенко. 

«Мы видим эскалацию войны, видим перевозку оборудования из России в контролируемые сепаратистами части Украины, видим движение танков, грузовиков, военных сил, артиллерии и продвинутых систем ПРО», – привел пример нарушения минских договоренностей со стороны России генсек НАТО Йенс Столтенберг. Российские официальные лица опровергают любую информацию о присутствии на территории Украины российских военных.  

Поиск компромисса

Тем не менее, противоборствующие стороны указывают на безальтернативность минских договоренностей. Москва рассчитывает, что Киев вернется к концепции минских встреч контактной группы, заявил в четверг Карасин. Переговоры последних дней не привели к появлению даты переговоров, сказал РБК Пушилин, также считающий, что минский формат переговоров – единственно правильный.

Ранее Захарченко допускал возможность создания новых документов взамен минских. Все зависит от ситуации, от готовности сторон к переговорам, говорит Пушилин, возможны корректировки и уточнения минских договоренностей.

Штайнмайер считает необходимым следующий порядок: дэскалация напряженности, создание разграничительной линии, разведение сил и тяжелых вооружений. Работа по созданию линии разграничения продолжается, военные взаимодействуют, собираются рабочие группы, но точной даты ее установления никто не назовет, говорит Пушилин.

Один из камней преткновения – это донецкий аэропорт. «Мы предлагаем отвести тяжелую технику, потому что именно от нее гибнут мирные граждане, допускаем возможность создания в аэропорту демилитаризованной зоны, возможно, под контролем ОБСЕ», – говорит Пушилин. Президент России Владимир Путин ранее объяснял, что разграничение торомозится из-за того, что ополченцы не могут отдать какие-то территории из-за того, что на них проживают родственники ополченцев, которые опасаются мести киевских властей. 

Еще один камень преткновения – само участие ополченцев в переговорах. Именно на формате без участия представителей самопровозглашенных республик настаивает премьер Украины Арсений Яценюк: по его мнению, лучше всего вести переговоры в женевском формате (Россия, Украина, ЕС, США). Россия на это не идет, потому что это усилило бы позиции Украины, уверен Геращенко: в идеале переговоры должны вестись с участием министра иностранных дел Сергея Лаврова, а лучше Путина, потому что все решения принимаются им. 

Поставить под вопрос актуальность договоренностей пытаются те, кто хочет перевести переговоры в формат, где ДНР и ЛНР не будут представлены, объяснял в среду в Госдуме Лавров, но без них урегулировать ситуацию невозможно. 

Обе стороны конфликта между Украиной и новороссийскими республиками не могут согласиться с условиями оппонента без негативных политических последствий, по крайней мере на подконтрольных им территориях, говорит директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Но альтернативой процессу переговоров по статусу ЛНР и ДНР является только война, поэтому сторонам придется в конце концов обсуждать реальные варианты, а не подсовывать друг другу «обманки» для затягивания времени, отмечает он. «Переговоры нужно начинать без предварительных условий. Стороны должны начать делать взаимные шаги навстречу, не настаивая на ритуальных декларациях бессмысленных формулировок типа «сохранение территориальной целостности Украины», – добавляет Чеснаков.


Как не соблюдаются Минские соглашения

Бои и тяжелая техника

Минский протокол был подписан 5 сентября, он включает в себя 12 пунктов. Большинство из них так и не были выполнены. В частности, двустороннее прекращение применения оружия неоднократно нарушалось в ходе боев за Донецкий аэропорт. Не соблюдаются и положения принятого в дополнение к протоколу меморандума от 19 сентября, которым предписывался отвод тяжелой техники от линии соприкосновения.

Выборы

Закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, необходимый для прописанной в соглашениях децентрализации власти, де-факто не был реализован. Власти ДНР и ЛНР провели выборы глав республик и народных советов 2 ноября, а не 7 декабря, как того требовал закон. После выборов Порошенко объявил о готовности отменить закон об особом статусе, что отменит и прописанную обязанность властей не допустить преследования участников событий на Донбассе.

Заложники

Освобождение всех заложников и незаконно удерживаемых лиц до сих пор не завершено. По состоянию на 20 ноября в плену у ополченцев находятся 650 человек, сообщил в четверг глава украинского Центра обмена пленных Владимир Рубан.

Граница

Миссия ОБСЕ на Украине, расширенная в ноябре до 500 человек, не осуществляет, как это предусмотрено Минским протоколом, мониторинг границы России и Украины. Исключение составляют те 22 представителя ОБСЕ, которые находятся в пунктах пропуска Гуково и Донецк (Россия) с конца июля. Со стороны Украины эти пункты контролируются ополченцами.

Восстановление Донбасса

Программа экономического восстановления Донбасса разработана не была. В середине ноября был принят указ президента Украины, согласно которому Нацбанку Украины поручено в течение месяца прекратить обслуживание банковских счетов предприятий и населения в зоне АТО.


 

Pro
B2b-клиенты мучаются с заказами. Что они хотят делать онлайн
Pro
Как с 1990-х годов менялось наследственное планирование у бизнесменов
Pro
Все о Scrum и Agile — за 20 минут: удивительно краткая инструкция
Pro
Прибыль 20% в долларах на акциях Казахстана. Как заработать на этом рынке
Pro
Цепочки разорваны, сроки нарушены: наводим порядок в поставках
Pro
Сможет ли Sequoia Capital выжить на новом венчурном рынке — The Economist
Pro
Уйти из найма в консалтинг. Как продвигать свою экспертизу: 3 направления
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США