Политика, 21 янв 2015, 21:35

Война слов: как за год изменилась риторика Путина и Обамы

Президент США Барак Обама в ежегодном послании Конгрессу заявил, что «Россия изолирована, а ее экономика разорвана в клочья». Столь жесткой оценки состояния российской экономики прежде из уст Обамы не звучало. Эти слова вызвали жесткую реакцию вице-премьера Дмитрия Рогозина, а затем и российского МИДа. За последний год это не первый обмен «уколами» между властями Штатов и России, нередко «дуэлянтами» выступают сами главы государств
Читать в полной версии
(Фото: REUTERS 2015)

Охлаждение в риторике наметилось в середине февраля 2014 года после возобновления столкновений в Киеве. Точкой расхождения стало мнение лидеров о природе Евромайдана – Обама считал, что это законный протест народа против притеснений коррумпированной власти, Путин отмечал, что противостояние стало результатом действий национал-радикалов, которые следует пресечь.

Барак Обама на саммите глав государств Северной Америки, 19 февраля 2014 года:

«Господин Путин имеет иные взгляды на базовые вопросы свободы, чем я, и мне кажется, это не секрет... Надеюсь, рано или поздно Россия признает, что она находится с этими ценностями по одну сторону баррикад. Однако сейчас у нас серьезные разногласия».

Владимир Путин в телефонном разговоре с Обамой, 21 февраля:

«При обсуждении ситуации в Украине российский президент подчеркнул необходимость принятия срочных мер по стабилизации обстановки, акцентировав важность работы с радикальной оппозицией, которая довела противостояние в Украине до крайне опасной черты», – говорилось в сообщении пресс-службы президента.

После смены власти в Киеве 22 февраля и решения Совета Федерации РФ о возможности ввода войск на Украину ситуация становилась все более напряженной, как и тон высказываний.

Путин в телефонном разговоре с Обамой, 1 марта:

«Президент акцентировал наличие реальных угроз жизни и здоровью граждан России и многочисленных соотечественников, находящихся на украинской территории. Он подчеркнул, что в случае дальнейшего распространения насилия на восточные регионы Украины и Крым Москва оставляет за собой право защитить свои интересы и проживающее там русскоязычное население», – заявили в пресс-службе.

Обама в ходе выступления о бюджете на 2015 год, 4 марта:

«Есть сильная уверенность в том, что российские действия по оккупации Крыма – это нарушение международного права. В отношении его права на размещение своих войск в Украине, наверняка у президента Путина есть некий пул юристов, которые готовят некий ряд интерпретаций и объяснений. Но я не думаю, что это способно кого-то обдурить».

Путин на пресс-конференции, 4 марта:

«Наши партнеры, особенно в США, всегда ясно, четко для себя формулируют свои геополитические и государственные интересы, преследуют их очень настойчиво, а потом, руководствуясь известной фразой: «Кто не с нами, тот против нас», подтаскивают под себя весь остальной мир. А кто не подтаскивается, того начинают сразу тюкать, и в конце концов, как правило, дотюкивают».

После референдума в Крыму стороны перешли к открытой конфронтации и угрозам.

Обама на пресс-конференции, 17 марта:

«Мы и впредь будем пытаться объяснить Москве, что дальнейшие провокации не принесут ничего, кроме дальнейшей изоляции России и снижения ее уровня на международной арене. Международное сообщество продолжит стоять на страже суверенитета и территориальной целостности Украины».

Обама на саммите по ядерной безопасности, 25 марта:

«Россия является региональной державой, угрожающей некоторым из ее непосредственных соседей – не от силы, а от слабости. Действительно, Соединенные Штаты имеют значительное влияние на своих соседей, но мы обычно не вторгаемся на их территории, чтобы обеспечить, утвердить с ними тесное сотрудничество».

Обама в интервью телеканалу CBS News, 28 марта:

«Путин думает, что Запад когда-то воспользовался Россией, и теперь Россия хочет взять реванш. Но он не понимает, чего хочет Запад. Его представления об американской внешней политике превратны. У нас нет интересов окружать Россию недружественным кольцом и нет интересов на Украине, кроме как обеспечить украинцам право на самостоятельные решения».

В апреле на востоке Украины начались пророссийские выступления, что привело к серьезному разговору между лидерами России и Штатов по телефону. «Президент Обама выразил глубокую озабоченность действиями российского правительства по поддержке и вооружению сепаратистов, которые пытаются дестабилизировать новое правительство Украины», – заявила пресс-служба Белого дома. Это стало новой вехой противостояния – акцент критики сместился с присоединения Крыма на поддержку вооруженных ополченцев на востоке Украины.

Обама на совместной с канцлером ФРГ Ангелой Меркель пресс-конференции, 2 мая:

«Я с самого начала говорил, что Россия справедливо интересуется тем, что происходит за соседней дверью. У России и Украины долгая и сложная история взаимных отношений, и взгляды президента Путина нужно обязательно принимать к сведению. С чем нельзя согласиться, так это с правом нарушать суверенитет другой страны и диктовать ей экономическую политику... Еще пару недель назад Путин утверждал, что российские военные не были вовлечены в произошедшее в Крыму. А потом он признался, что да, дескать, это наши ребята. Мне кажется, это не та честность и искренность, которой следовало ожидать, и не то желание разрешить эту дипломатическую проблему».

Путин на Петербургском международном экономическом форуме, 23 мая:

На вопрос журналиста CNBC Джеффри Катмора о том, что Обама обвинил российского лидера в неискренности, тот ответил: «Он судья, что ли, чтобы обвинять кого-то? Он же не судья. Пускай идет тогда в судебную систему и там работает. Я думаю, что вы неточно все-таки сформулировали. Не думаю, что Барак меня в чем-то обвиняет. У него есть своя точка зрения на какие-то процессы, у меня есть своя точка зрения».

Обама на саммите G7 в Брюсселе, 5 июня:

«У России по-прежнему есть шанс вернуться в поле международного права. Но для этого ей надо в ближайшие недели признать Петра Порошенко легитимным президентом Украины, перекрыть поток оружия через российско-украинскую границу и отказаться от поддержки пророссийских сепаратистов».

В начале июня в Нормандии состоялась первая встреча российского лидера с избранным президентом Украины Петром Порошенко. В конце месяца Путин совершил первый за несколько месяцев официальный визит на Запад – в Австрию. Однако крушение малайзийского Boeing 777 в небе над Донецком 17 июля открыло дорогу для секторальных санкций и дальнейшего усугубления кризиса.

Обама на пресс-конференции перед Белым домом по украинской проблеме, 21 июля:

«Учитывая свое прямое влияние на сепаратистов, Российская Федерация и президент Путин в частности несут ответственность за принуждение их к сотрудничеству со следователями».

Обама на пресс-конференции в Вашингтоне, 1 августа:

После телефонного звонка Владимиру Путину американский президент выступил перед журналистами и заявил: «Президенту Путину стоит решить этот кризис дипломатическим путем. Чтобы санкции были сняты, чтобы экономика вновь росла, чтобы отношения с Украиной были добрососедские. Но иногда бывает, что люди не действуют рационально, не поступают согласно своим средне- и долгосрочным интересам».

Обама в интервью The Economist, 2 августа:

«В свое время у нас с президентом Медведевым были очень продуктивные отношения. Вообще, Россия подобна двуликому Янусу, который смотрит и на запад, и на восток. Президент Путин представляет собой фактор напряженности, который разрушителен для его страны в долгосрочной перспективе. В краткосрочной же такая политика становится популярной внутри и вызывающей проблемы снаружи границ».

С конца лета, вслед за падением нефтяных цен, в России стал разворачиваться кризис – сначала на валютном рынке, затем и экономическая стагнация. С тех пор риторика Запада зачастую сводилась к тому, что санкции против Москвы оказывают свое воздействие, и лучшим выходом стала бы реальная деэскалация украинского конфликта.

Обама в ходе официального визита в Таллин, 3 сентября:

«Россия платит свою цену. Бегство капитала, количество инвестиций падает: инвесторы понимают, что ставить на Россию невыгодно из-за ее поведения на международной арене. Экономика страны скатилась в рецессию; производство энергоресурсов – мотор российской экономики – ожидаемо упадет; кредитному рейтингу недалеко до «мусорного» уровня; рубль недавно упал до исторического минимума. Если вкратце, действия России на Украине ослабляют ее саму и русский народ».

В середине сентября Запад привел в действие последний на этот момент крупный пакет санкций. В конце месяца, выступая на открытии Генассамблеи ООН, американский лидер назвал «российскую агрессию на Украине» одним из трех вызовов мировому сообществу, наряду со вспышкой вируса Эбола и «Исламским государством» на Ближнем Востоке.

Путин в интервью сербской газете «Политика», 15 октября:

«Что касается перспектив российско-американских связей, то мы всегда стремились к открытым, партнерским отношениям с США, однако взамен получали различные оговорки и попытки вмешиваться в наши внутренние дела... Теперь президент Барак Обама с трибуны Генассамблеи ООН включил «российскую агрессию в Европе» в число трех основных угроз для человечества на сегодняшний день. Вместе с ограничениями, введенными против целых секторов нашей экономики, подобный подход трудно назвать иначе как враждебным».

Очередной «водораздел» произошел в ноябре во время серии саммитов, которые прошли по Тихоокеанскому региону. На заключительном мероприятии – встрече лидеров G20 в Австралии – российский президент остался фактически в одиночестве: западные лидеры в ультимативной форме требовали от него «убраться из Украины», а традиционные союзники из развивающихся стран не спешили выражать Москве свою поддержку. Международная изоляция России из слов становилась делом.

Обама на саммите G20 в австралийском Брисбене, 15 ноября:

«Если президент Путин продолжит идти путем нарушения международного права, предоставлять тяжелое вооружение сепаратистам, нарушать минские договоренности, текущая изоляция России продолжится».

Путин на встрече с новым послом США в России Джоном Теффтом, 19 ноября:

«Мы готовы к практическому сотрудничеству с нашими американскими партнерами в различных областях, основанному на принципах уважения интересов друг друга, равноправия и невмешательства во внутренние дела».

Обама на встрече с представителями деловых кругов, 3 декабря:

«Если вы меня спросите, верю ли я в то, что господин Путин может внезапно изменить свой ход мысли, я отвечу, что такое произойдет, лишь когда внутриполитическое состояние России станет схожим с ее экономическим состоянием, чему мы все сейчас свидетели. Отчасти из-за этого мы продолжаем санкционное давление».

Путин на ежегодной пресс-конференции, 18 декабря:

«Текущая ситуация в экономике – это не расплата за Крым, это плата за наше естественное желание самосохраниться как нация, как цивилизация, как государство...  Мы после крушения Берлинской стены и развала СССР были абсолютно открыты перед нашими партнерами. Но что мы увидели? Полную поддержку [боевиков] на Северном Кавказе. Партнеры так не поступают. Это факт. Все это знают».

Обама в интервью CNN, 21 декабря:

«Была куча историй о том, что Путин, подобно гроссмейстеру, обвел вокруг пальца Запад, меня, и того, и другого, и третьего. Хорошо, но теперь именно он руководит страной в условиях краха национальной валюты, серьезного финансового кризиса и значительных проблем в российской экономике. Все это совсем не похоже на то, что кто-то провел меня или Соединенные Штаты».

Путин в новогоднем поздравлении зарубежных лидеров, 31 декабря:

В поздравлении президенту США российский лидер подчеркнул, что в наступающем году страны отмечают 70-летие Победы, за которую сражались плечом к плечу с союзниками по антигитлеровской коалиции. Президент отметил, что эта историческая дата напоминает об ответственности России и США за поддержание мира и международной стабильности, их особой роли в противодействии глобальным вызовам и угрозам. Отмечено, что российско-американское партнерство могло бы успешно развиваться, опираясь на принципы равноправия и взаимного уважения.

Обама в обращении к Конгрессу «О состоянии Союза США», 20 января 2015 года:

«В прошедшем году, на фоне агрессии господина Путина, мы вместе с союзниками провели тяжелую работу по введению санкций, укрепили наше присутствие в прифронтовых государствах. Некоторые говорили, что стратегия Путина была мастерской демонстрацией мощи. Но сегодня именно Америка является сильной и сплотилась со своими союзниками, в то время как Россия изолирована, а ее экономика разорвана в клочья».  

Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Оплата тестовых заданий и проверка EQ: как нанимать лучших в 2025 году
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом