Дело Навального, 21 янв 2021, 17:16

Роскомнадзор решил оштрафовать соцсети за привлечение детей на митинги

Власти применили против интернет-площадок закон десятидневной давности
Ведомство признало площадки «ВКонтакте», TikTok, Facebook, Twitter, Instagram и YouTube нарушившими КоАП за привлечение внимания несовершеннолетних к митингам. Теперь им грозит штраф в размере от 800 тыс. до 4 млн руб.
Читать в полной версии
Фото: Kira Hofmann / dpa / ТАСС

Роскомнадзор выявил призывы к несовершеннолетним в социальных сетях TikTok, «ВКонтакте», Facebook, Twitter, Instagram и Youtube и продолжает мониторить остальные подобные ресурсы, сообщил РБК представитель пресс-службы ведомства.

Ранее Роскомнадзор распространил заявление о том, что начал вызывать соцсети на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.41 КоАП РФ. «Интернет-площадки будут привлечены к административной ответственности в связи с распространением запрещенной в силу закона информации, направленной на привлечение несовершеннолетних к участию в несанкционированных массовых (публичных) мероприятиях, — говорилось в заявлении Роскомнадзора. — Участие в подобных несанкционированных мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, в том числе в условиях пандемии, несет в себе риски нанесения вреда жизни и здоровью».

Ст. 13.41 КоАП предусматривает штраф для юрлиц в размере от 800 тыс. до 4 млн руб. При выявлении повторного нарушения штраф будет увеличен до одной десятой совокупной годовой выручки площадки.

Ограничить доступ к ресурсам, призывающим участвовать в митингах, потребовала Генпрокуратура. В ведомстве заявили, что объявили предостережения о недопустимости нарушения закона лицам, призывающим к незаконным действиям.

РБК направил запрос представителям «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram, Facebook, Instagram, TikTok, Twitter и Youtube.

Что нарушили пользователи соцсетей

Нормы ст. 13.41 в КоАП новые — были приняты 30 декабря 2020 года, вступили в силу только 10 января. «Ст. 13.41 КоАП предусматривает санкции за непринятие мер по ограничению доступа к информации, которая вовлекает несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации (за это санкции предусмотрены статьей 20.2 КоАП)», — рассказал РБК управляющий партнер юридической фирмы «Надмитов, Иванов и партнеры» Александр Надмитов.

В столице митинги и другие массовые акции фактически запрещены с марта, когда власти начали вводить ограничительные меры из-за распространения коронавирусной инфекции. В заявлении Роскомнадзора не уточняется — участвовать в каких митингах призывали пользователи соцсетей. В последние несколько дней в социальных сетях обсуждаются акции в поддержку оппозиционера Алексея Навального, которого задержали 17 января сразу после прилета в Москву из Берлина и затем приговорили к 30 суткам ареста. ФСИН утверждает, что Навальный нарушил правила условного осуждения, в частности не отмечался у инспектора, и требует заменить условный срок по делу «Ив Роше» на реальный.

За четыре неполных дня — с 18 января до 11 утра 21 января 2021 года — в Twitter, YouTube, Facebook, TikTok, Instagram, Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассники» пользователи более 127 тыс. раз упомянули в своих постах сочетания слов «митинг 23 января», «митинг», «23 января» и Навального, посчитала для РБК аналитическая компания «Медиалогия». Для сравнения — за три дня до проведения несанкционированного митинга из-за недопуска кандидатов на выборы в Мосгордуму 10 августа 2019 года на тех же площадках его упомянули 48,2 тыс. раз.

Больше всего упоминаний предстоящего митинга «Медиалогия» насчитала в Twitter — 38 тыс., на втором месте была сеть «ВКонтакте» — 34,6 тыс. упоминаний, далее «Одноклассники» — 17,2 тыс. В TikTok «Медиалогия» зафиксировала лишь 5,5 тыс. таких упоминаний, однако миллионы просмотров набрали тематические хэштеги, свидетельствуют данные площадки на момент публикации.

Сколько лет большей части аудитории интернет-площадок

Большую часть аудитории соцсети «ВКонтакте» и YouTube составляют россияне в возрасте 25–34 лет, следует из данных Mediascope за ноябрь 2020 года (при подсчете учитывались все жители России старше 12 лет, использующие десктоп или мобильные устройства), у «Одноклассников» — старше 55 лет, у TikTok — 12–24 года. Аналогичные данные Facebook, Twitter, Instagram в статистике Mediascope не представлены.

Pro
7 задач на 2025 год, чтобы компании не остаться без сотрудников в 2030-м
Pro
«Примерьте чужую обувь»: как находить идеи и вдохновение в привычных веща
Pro
Зачем Баффету $277 млрд кэша и есть ли у него особое чутье на кризис
Pro
«Большой шаг назад». Что будет в случае остановки торгов юанем на бирже
Pro
Купил на компанию в лизинг автомобиль для личного пользования. В чем риск
Pro
Строительная отрасль откатится назад. Но китайского сценария мы избежим
Pro
«Выше 20% годовых». Какие облигации покупать после повышения ставки ЦБ
Pro
Как работодатели в России борются с «тихими отпусками»