Политика, 21 фев 2011, 18:44

Постреволюционный Ближний Восток: больше ислама и радикализма

Ближневосточные страны охвачены революционным настроением. Воодушевившись отставкой Х.Мубарака, жители Ливии, Бахрейна и Йемена выходят на многотысячные митинги, организуясь посредством социальных сетей. Президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока Евгений Сатановский рассказал РБК о арабских попытках изменить режимы снизу.
Читать в полной версии

"Достаточно сложно предсказать, где в очередной раз взорвется. Тунис был самой стабильной страной Северной Африки. Египет на фоне своих соседей Судана и других стран региона был более чем стабилен, а обрушился с безумной скоростью", - считает Е.Сатановский.

Причина недовольства йеменских жителей аналогична той, что заполнила площади Туниса и Египта: "Президент Али Абдула Салех правит страной с 1978 года, с 1990 года он правит объединенным Йеменом. Его попытка привести сына во власть была встречена в штыки. Очевидно, Йемен будет расколот. Южный Йемен по преимуществу шиитский, Северный – суннитский. Они так и не срослись в единую страну: южные элиты ничего не получили, а попытка путча в 1994г. окончательно покончила с этой перспективой. Йемен был практически обречен на революционные движения".

Разногласия в Бахрейне имеют религиозный корень. "Абсолютное большинство населения Бахрейна – шииты, и это при суннитской династии двести лет подряд. А Иран вообще считает Бахрейн четырнадцатой провинцией, четырнадцатым останом Исламской Республики. И в этой ситуации стоило ожидать выступлений, как только прошли события в Тунисе и Египте. Местное население увидело, что, оказывается, можно сместить режим, и тоже вышло на улицы. Причем режим в Бахрейне самый что ни на есть демократичный, один из самых демократических в Заливе. Права женщин, парламент, права конфессиональных меньшинств", - отметил Е.Сатановский.

В Ливии ситуация развернулась неожиданным образом, режим Муаммара Каддафи казался очень прочным. Однако, несмотря на то, что Ливия – одна из самых серьезных нефтяных экономик мира, оказалось, что там 30% безработных.

"Безумный волюнтаризм М.Каддафи с его многомиллиардными проектами, которые умирали так же быстро, как рождались, с его военными авантюрами в Чаде и Судане, с его, в конце концов, тяжелыми наркотиками. Опять же он сделал попытку провести мало на это способных детей вслед за собой во власть. Он распоряжается всеми деньгами, всем в стране, при этом не будучи никем, не занимая никаких постов – он "лидер революции", он ни перед кем не отвечает за свои действия, его нельзя сменить.

Когда выяснилось, что у него слишком много бедняков, ливийцы подумали, сколько можно это терпеть? Оказалось, что терпение кончилось. А уж после того, как он попытался большой кровью подавить восстание и ударил по ливийцам руками наемников - африканских наемников, тунисских наемников, его не простят", - считает востоковед.

Говоря о будущем, он не испытывает оптимизма: "Арабский мир, Ближний Восток, конечно, станут другими. Будет больше ислама, больше радикализма".

Е.Сатановский считает, что в любой момент взорваться может любой регион - от Пакистана до Марокко, от территории Северной Африки до нашей границы.

Пример событий, которые может за собой повлечь революция, Е.Сатановский посоветовал искать в истории: "Жила-была Российская империя. В 1917 г. началась революция, а из танковых пушек в Европе кончили стрелять только в 1945 г. А потом в 1990-е гг. распалась Югославия - и наша страна распалась".

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Нашли нового CEO. Что делать, чтобы он не сбежал через месяц
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски