Генпрокуратура наказала чиновников за работу с парковками в Москве
Проверка Генпрокуратуры
Генпрокуратура выявила нарушения в деятельности московских автомобильных инспекторов (МАДИ) в том, что касается рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с парковкой граждан. «В инспекции имели место факты вынесения постановлений о привлечении к административной ответственности неуполномоченными государственными гражданскими служащими, нарушения срока рассмотрения жалоб и организаций», — говорится в заявлении Генпрокуратуры.
Заявление ведомства подготовлено в ответ на запрос Совета по правам человека при президенте (СПЧ) о предоставлении информации о деятельности московских инспекторов. Его распространили во вторник на заседании СПЧ по развитию гражданского общества и правам человека. Генпрокуратура ссылается на итоги проверки, проведенной в МАДИ в сентябре—октябре 2014 года.
В целях устранения выявленных нарушений московской прокуратурой внесено представление начальнику МАДИ, объясняет Генпрокуратура, а его заместителю объявлен выговор. Кроме того, в октябре 2014 года от занимаемой должности приказом мэра Москвы уволен глава МАДИ Сергей Румянцев. Другие виновные лица к административной ответственности не привлекались, так как истек срок давности.
В ответ начальник МАДИ отменил свой «незаконный», как говорится в заявлении Генпрокуратуры, приказ, наделяющий государственных гражданских служащих инспекции полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях. При этом Генпрокуратура предложила расширить список лиц, которые могут выносить постановления по привлечению к административной ответственности.
Согласно ст. 22.1 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях могут не только мировые судьи, но и другие органы, например комиссии по делам несовершеннолетних, Банк России, учреждения уголовно-исправительной системы, а также все «федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и структурные подразделения территориальных органов» в соответствии с законами или нормативными правовыми актами.
Московская административная дорожная инспекция была создана правительством Москвы в октябре 2013 году. Ее гражданские служащие инициируют эвакуацию. Информация о задержании тут же передается в головной офис МАДИ, а оттуда в ГУВД Москвы.
В феврале в ходе проверки Генпрокуратуры было выявлено более 600 тыс. штрафных постановлений о незаконной парковке в Москве, выписанных с нарушениями. Сумма штрафов, уплаченных на основании этих постановлений, достигла около 1,8 млрд руб. Однако ни одно из них не было опротестовано ни московской прокуратурой ни самими оштрафованными. Об этом в начале апреля заявил руководитель МАДИ Юрий Овсянников. Спор Ликсутова с СПЧ О том, что автомобилисты жалуются руководству страны на нарушения их прав в связи с парковкой и эвакуацией автомобилей, заявил председатель СПЧ Михаил Федотов.
СПЧ также подготовил заключение, в котором поддержал поправки депутата-единоросса Вячеслава Лысакова о частичной отмене эвакуации (из-под знаков и разметки), и предлагает полностью исключить части 4 и 5 статьи 12.16 из части 1 статьи 27.13 КоАП, убрав такое основание для эвакуации, как нарушение водителем требований дорожных знаков и разметки.
По словам Федотова, за 2014–2015 годы из Москвы поступило 631 обращение, из Петербурга — 107 обращений, из Краснодара — 39, из Московской области — 63. В числе недовольных также оказались граждане Новосибирска, Казани, Ростова, Екатеринбурга и других городов.
Заммэра Москвы Максим Ликсутов на заседании совета заявил, что власти должны защищать 3,5 млн автомобилистов столицы, а не 800–900 нарушителей (столько эвакуаций происходит в Москве в сутки). В своем выступлении Ликсутов приводил цифры по снижению смертности, аварийности, увеличению пропускной способности дорог, которые, по его словам, доказывают эффективность транспортной стратегии московской мэрии. «Поправки в закон об эвакуации узаконят часть нарушений. Штраф станет оплатой нарушения. Штраф без эвакуации создает социальное неравенство. Эвакуация — вынужденная мера, которая помогает справиться с хаосом на дорогах Москвы», — заявил Ликсутов. По прогнозу заммэра, если принять поправки Лысакова, произойдет рост числа ДТП на 20%, детской смертности — на 15%, а также возврат к 8-9-балльным пробкам. Ликсутов выступил против принятия этих поправок.
На вопрос члена совета Кирилла Кабанова, почему около больниц нет бесплатных парковок, заммэра ответил, что это неправда, и предложил проехаться по городу и проверить ситуацию после заседания. По словам Ликсутова, мэрия делает ежедневные замеры общественного мнения и согласно им количество жалоб от граждан на ситуацию на дорогах снижается.
Доводы Ликсутова, что после принятия поправок повысится смертность, не имеют отношения к делу и неадекватны, заявил депутат Лысаков.
Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов выступил резко против транспортной политики в Москве и в целом по стране. «Нельзя бороться с пробками нарушая права человека. В Саратове запретили парковку у рынков, в Новосибирске — около школ. Используются методы за гранью разумного», — сказал Шкуматов. По его мнению, поправки Лысакова и заключение СПЧ корректны и адекватны ситуации.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин заявил, что ситуация с эвакуаторами и дискуссии вокруг нее для западных стран была характерна в первой половине XX века. «Трепетное отношение к человеку за рулем — архаика. На первом месте в городе должен быть пешеход», — сказал Блинкин История поправок С февраля этого года продолжается противостояние между группой депутатов, отстаивающих смягчение правил эвакуации автомобилей, и московским правительством. Борьба идет за поправки к принятому в декабре прошлого года в первом чтении законопроекту, обязывающему эвакуаторщиков возвращать водителю автомобиль до начала движения эвакуатора. Столичные власти выступили против инициативы первого зампредседателя конституционного комитета Госдумы Вячеслава Лысакова о резком сокращении списка случаев, в которых разрешена принудительная эвакуация неправильно припаркованных автомобилей. Лысаков предлагал разрешить эвакуацию только в случаях создания реальных помех движению, например при парковке на остановках, трамвайных путях или пешеходных переходах.