Политика, 21 апр 2015, 15:14

Генпрокуратура наказала чиновников за работу с парковками в Москве

Генпрокуратура отчиталась перед Советом по правам человека об устранении нарушений в работе дорожной инспекции Москвы. Ее начальнику внесено представление из-за превышения полномочий инспекторов
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Проверка Генпрокуратуры

Генпрокуратура выявила нарушения в деятельности московских автомобильных инспекторов (МАДИ) в том, что касается рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с парковкой граждан. «В инспекции имели место факты вынесения постановлений о привлечении к административной ответственности неуполномоченными государственными гражданскими служащими, нарушения срока рассмотрения жалоб и организаций», — говорится в заявлении Генпрокуратуры.

Заявление ведомства подготовлено в ответ на запрос Совета по правам человека при президенте (СПЧ) о предоставлении информации о деятельности московских инспекторов. Его распространили во вторник на заседании СПЧ по развитию гражданского общества и правам человека.​ Генпрокуратура ссылается на итоги проверки, проведенной в МАДИ в сентябре—октябре 2014 года.

В целях устранения выявленных нарушений московской прокуратурой внесено представление начальнику МАДИ, объясняет Генпрокуратура, а его заместителю объявлен выговор. Кроме того, в октябре 2014 года от занимаемой должности приказом мэра Москвы уволен глава МАДИ Сергей Румянцев. Другие виновные лица к административной ответственности не привлекались, так как истек срок давности.

В ответ начальник МАДИ отменил свой «незаконный», как говорится в заявлении Генпрокуратуры, приказ, наделяющий государственных гражданских служащих инспекции полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях. При этом Генпрокуратура предложила расширить список лиц, которые могут выносить постановления по привлечению к административной ответственности.

Согласно ст. 22.1 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях могут не только мировые судьи, но и другие органы, например комиссии по делам несовершеннолетних, Банк России, учреждения уголовно-исправительной системы, а также все «федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и структурные подразделения территориальных органов» в соответствии с законами или нормативными правовыми актами.

Московская административная дорожная инспекция была создана правительством Москвы в октябре 2013 году. Ее гражданские служащие инициируют эвакуацию. Информация о задержании тут же передается в головной офис МАДИ, а оттуда в ГУВД Москвы.

В феврале в ходе проверки Генпрокуратуры было выявлено более 600 тыс. штрафных постановлений о незаконной парковке в Москве, выписанных с нарушениями. Сумма штрафов, уплаченных на основании этих постановлений, достигла около 1,8 млрд руб. Однако ни одно из них не было опротестовано ни московской прокуратурой ни самими оштрафованными. Об этом в начале апреля заявил руководитель МАДИ Юрий Овсянников. Спор Ликсутова с СПЧ О том, что автомобилисты жалуются руководству страны на нарушения их прав в связи с парковкой и эвакуацией автомобилей, заявил председатель СПЧ Михаил Федотов.

СПЧ также подготовил заключение, в котором поддержал поправки депутата-единоросса Вячеслава Лысакова о частичной отмене эвакуации (из-под знаков и разметки), и предлагает полностью исключить части 4 и 5 статьи 12.16 из части 1 статьи 27.13 КоАП, убрав такое основание для эвакуации, как нарушение водителем требований дорожных знаков и разметки.

По словам Федотова, за 2014–2015 годы из Москвы поступило 631 обращение, из Петербурга — 107 обращений, из Краснодара — 39, из Московской области — 63. В числе недовольных также оказались граждане Новосибирска, Казани, Ростова, Екатеринбурга и других городов.

​Заммэра Москвы Максим Ликсутов на заседании совета заявил, что власти должны защищать 3,5 млн автомобилистов столицы, а не 800–900 нарушителей (столько эвакуаций происходит в Москве в сутки). В своем выступлении Ликсутов приводил цифры по снижению смертности, аварийности, увеличению пропускной способности дорог, которые, по его словам, доказывают эффективность транспортной стратегии московской мэрии. «Поправки в закон об эвакуации узаконят часть нарушений. Штраф станет оплатой нарушения. Штраф без эвакуации создает социальное неравенство. Эвакуация — вынужденная мера, которая помогает справиться с хаосом на дорогах Москвы», — заявил Ликсутов. По прогнозу заммэра, если принять поправки Лысакова, произойдет рост числа ДТП на 20%, детской смертности — на 15%, а также возврат к 8-9-балльным пробкам. Ликсутов выступил против принятия этих поправок.

На вопрос члена совета Кирилла Кабанова, почему около больниц нет бесплатных парковок, заммэра ответил, что это неправда, и предложил проехаться по городу и проверить ситуацию после заседания. По словам Ликсутова, мэрия делает ежедневные замеры общественного мнения и согласно им количество жалоб от граждан на ситуацию на дорогах снижается.

Доводы Ликсутова, что после принятия поправок повысится смертность, не имеют отношения к делу и неадекватны, заявил депутат Лысаков.

Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов выступил резко против транспортной политики в Москве и в целом по стране. «Нельзя бороться с пробками нарушая права человека. В Саратове запретили парковку у рынков, в Новосибирске — около школ. Используются методы за гранью разумного», — сказал Шкуматов. По его мнению, поправки Лысакова и заключение СПЧ корректны и адекватны ситуации.​

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин заявил, что ситуация с эвакуаторами и дискуссии вокруг нее для западных стран была характерна в первой половине XX века. «Трепетное отношение к человеку за рулем — архаика. На первом месте в городе должен быть пешеход», — сказал Блинкин​ История поправок С февраля этого года продолжается противостояние между группой депутатов, отстаивающих смягчение правил эвакуации автомобилей, и московским правительством. Борьба идет за поправки к принятому в декабре прошлого года в первом чтении законопроекту, обязывающему эвакуаторщиков возвращать водителю автомобиль до начала движения эвакуатора. Столичные власти выступили против инициативы первого зампредседателя конституционного комитета Госдумы Вячеслава Лысакова о резком сокращении списка случаев, в которых разрешена принудительная эвакуация неправильно припаркованных автомобилей. Лысаков предлагал разрешить эвакуацию только в случаях создания реальных помех движению, например при парковке на остановках, трамвайных путях или пешеходных переходах.

Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway