Выборы в США, 21 апр 2016, 19:22

Доллар для кандидата: кто финансирует участников президентской гонки США

Кандидаты в президенты США собрали на свои кампании уже свыше $1 млрд, более $176 млн из которых предоставили семьи американских финансистов и строительных магнатов. На первом месте по сборам Хиллари Клинтон
Читать в полной версии
(Фото: AP)

Поделить $1 млрд

До президентских выборов в США осталось чуть больше полугода. До определения кандидатов от каждой партии демократам осталось провести праймериз в 19 штатах, республиканцам — в 15. В ряде ключевых штатов (Нью-Йорк, Флорида, Техас, Массачусетс) выборы уже прошли. Определяющими могут стать итоги праймериз в Пенсильвании, Калифорнии и Индиане. Борьба за право представлять Демократическую и Республиканскую партии на выборах завершится партийными съездами в июле 2016 года, где один из претендентов будет номинирован в качестве кандидата на пост президента. Сами выборы пройдут 8 ноября 2016 года.

Пока в предвыборной борьбе лидирует бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон. Она опережает не только своего соперника по Демократической партии сенатора от Вермонта Берни Сандерса, но и лидирующего у республиканцев Дональда Трампа. По данным Fox News на начало апреля, за Клинтон готовы были голосовать 50% американцев против 39% отдавших предпочтение Трампу.

Клинтон также уверенно лидирует в фандрайзинге. Всего на кампании всех участников предвыборной гонки (в том числе уже выбывших) по состоянию на начало апреля было собрано более $1 млрд, писала в начале апреля The New York Times. Издание ссылалось на данные статистики, которую ведет организация Center for Responsive Politics, а также отчетности кандидатов, поданной ими в Федеральную избирательную комиссию США (FEC). Из этой суммы больше $222 млн было переведено на кампанию Клинтон.

Второй из оставшихся

К сенатору от Техаса Теду Крузу, сопернику Дональда Трампа от Республиканской партии, финансовые доноры на старте президентской кампании относились прохладно. Считая Круза бесперспективным консерватором-популистом, спонсоры республиканцев отдавали предпочтение экс-губернатору Флориды Джебу Бушу и сенатору от того же штата Марко Рубио. Но когда Трамп начал выигрывать одни праймериз за другими, а Буш и Рубио выбыли из борьбы, обладатели больших капиталов вынуждены были изменить свою стратегию.

На конец апреля на избирательную кампанию Круза было собрано уже $122 млн (Буш закончил борьбу с показателем в $159 млн, Рубио — $119 млн). И работа продолжается: в конце марта республиканские доноры провели встречу в Нью-Йорке, на которой было решено оказать Крузу дополнительную поддержку, писала The New York Times. Многие из тех, кто финансировал кампании Буша и Рубио, в последние недели были заняты привлечением инвесторов для сенатора из Техаса.

Одно из фандрайзинговых мероприятий политика прошло в казино Venetian в Лас-Вегасе, которое принадлежит одному из крупнейших доноров-республиканцев Шелдону Адельсону. Как заявила NYT руководитель комитета политических действий Trusted Leadership Келлиан Конвей, для финансовых доноров республиканцев кандидатуры Круза и Трампа больше не являются выбором «между тем, чтобы быть застреленным или отравленным», теперь они считают Круза «не таким уж плохим вариантом».

Круза поддержали в том числе самые крупные частные жертвователи — братья-миллиардеры Фэррис и Дэн Уилксы и их супруги ($15 млн), сообщило издание Politico. На его кампанию внес средства и сопредседатель совета директоров одного из самых успешных хедж-фондов в мире Renaissance Technologies Роберт Мерсер ($12,5 млн), второй в списке частных жертвователей. Поддерживала техасского сенатора и сама компания Renaissance Technologies — через нее было выделено еще $11 млн.

Кампания Трампа собрала только $36,7 млн, причем $24,6 млн от этой суммы — собственные средства миллиардера, а еще $9,5 млн — частные пожертвования, которые переводились в основном небольшими суммами. Но несмотря на значительную разницу в размере собранных средств, 19 апреля Трамп уверенно победил на праймериз в штате Нью-Йорк, получив 90 голосов делегатов, которые поддержат его на съезде партии в июле. Круз не получил ни одного голоса, хотя до этого выиграл у Трампа в трех штатах подряд — Юте, Северной Дакоте и Висконсине. После этого голосования разрыв между Трампом и Крузом увеличился до 300 голосов делегатов — теперь у миллиардера 845 голосов против 545 у техасского сенатора. Для победы кандидату необходимо большинство в 1237 голосов. Пока остаются шансы, что по итогам праймериз в оставшихся 15 штатах ни один из выдвиженцев не соберет достаточного числа голосов. Тогда кандидат от партии республиканцев будет определяться в ходе так называемого договорного съезда, на котором победителя определит партийный истеблишмент.

Кто спонсоры

По данным FEC, с лета 2015 года суммы свыше $250 тыс. на избирательные кампании кандидатов в президенты США пожертвовали всего 158 частных лиц или семей. Суммарно их вклад составил $176 млн. Еще около 200 семей пожертвовали своим кандидатам свыше $100 тыс. каждая.

Из 158 самых щедрых спонсоров, как подсчитала NYT, почти 64 заняты в финансовой сфере, 17 — в энергетике, 15 занимаются недвижимостью и строительством, 12 работают или владеют медиаактивами. Большинство жертвователей на стороне республиканцев.

Крупнейшим жертвователем Клинтон стал финансист Джордж Сорос — Soros Fund Management выделил в поддержку кампании бывшего госсекретаря $7 млн. Сам Сорос объяснил это решение агрессивностью Круза и Трампа. «Агрессивная антимиграционная и антимусульманская риторика республиканских праймериз глубоко оскорбительна», — говорилось в специальном заявлении, опубликованном им в марте. Сорос также призвал не оставлять без последствий «вопиющие предложения», с которыми выступают кандидаты от республиканцев.

В отличие от Клинтон Берни Сандерса, известного своей критикой банковского капитала с Уолл-стрит, поддерживает в основном не крупный бизнес, а обычные избиратели. Почти все $139 млн, собранных на его кампанию, пришли через частные пожертвования, причем 66% от этой суммы приходится на небольшие переводы.

Как финансируются выборы в США

Финансирование президентских кампаний в США идет несколькими путями. Во-первых, кандидат сам может вносить средства на избирательный счет своего штаба. Он также может получать пожертвования от частных лиц, но ограничение в этом случае составляет $2,5 тыс. в пользу одного кандидата.

Кроме того, для сбора средств формируются так называемые комитеты политических действий (Political Action Comittees, PACs), которые создаются на базе общественных организаций, профсоюзов и даже отдельных фирм. Традиционные PACs могут жертвовать не более $5 тыс. на одного кандидата и не более $15 тыс. на партию. Но 2010 году Верховный суд США разрешил частным лицам, корпорациям и объединениям граждан жертвовать неограниченные суммы на кампании в поддержку тех или иных предложений кандидата, но не его самого. Эти средства идут в PACs нового типа, так называемые Super PACs. Подобные организации связаны некоторыми ограничениями, например, они не могут напрямую взаимодействовать с предвыборным штабом кандидата. Зато кандидаты не обязаны отчитываться о расходовании этих средств.​

На нынешних выборах Super PАСs играют заметную роль. По данным The Washington Post, их число достигло уже 2,3 тыс., а собранные ими средства превысили сумму в $600 млн. В 2012 году Super PACs за весь выборный цикл собрали $828 млн. Успешнее всех через них собирал деньги уже снявшийся с выборов Джеб Буш ($124 млн).

Крупные бизнесмены в США часто финансируют сразу нескольких кандидатов. Эта стратегия нацелена на то, чтобы не допустить победы той или иной партии или политика. В ходе нынешней электоральной кампании более 60 крупных жертвователей финансировали одновременно кампании Клинтон и Буша. А например, председатель совета директоров Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн жертвовал сразу трем кандидатам — Крузу, Бушу и Клинтон — просто потому, что наиболее опасным для США кандидатом он считает Берни Сандерса, который называет себя «демократическим социалистом».

Pro
Выборы в Индии могут ударить по ценам на золото. Что будет с рынком
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Есть ли способы перетянуть «черных» хакеров на светлую сторону
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Ваша компания разваливается: какие сигналы на это указывают
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис