Выборы в США, 21 апр 2016, 19:22

Доллар для кандидата: кто финансирует участников президентской гонки США

Кандидаты в президенты США собрали на свои кампании уже свыше $1 млрд, более $176 млн из которых предоставили семьи американских финансистов и строительных магнатов. На первом месте по сборам Хиллари Клинтон
Читать в полной версии
(Фото: AP)

Поделить $1 млрд

До президентских выборов в США осталось чуть больше полугода. До определения кандидатов от каждой партии демократам осталось провести праймериз в 19 штатах, республиканцам — в 15. В ряде ключевых штатов (Нью-Йорк, Флорида, Техас, Массачусетс) выборы уже прошли. Определяющими могут стать итоги праймериз в Пенсильвании, Калифорнии и Индиане. Борьба за право представлять Демократическую и Республиканскую партии на выборах завершится партийными съездами в июле 2016 года, где один из претендентов будет номинирован в качестве кандидата на пост президента. Сами выборы пройдут 8 ноября 2016 года.

Пока в предвыборной борьбе лидирует бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон. Она опережает не только своего соперника по Демократической партии сенатора от Вермонта Берни Сандерса, но и лидирующего у республиканцев Дональда Трампа. По данным Fox News на начало апреля, за Клинтон готовы были голосовать 50% американцев против 39% отдавших предпочтение Трампу.

Клинтон также уверенно лидирует в фандрайзинге. Всего на кампании всех участников предвыборной гонки (в том числе уже выбывших) по состоянию на начало апреля было собрано более $1 млрд, писала в начале апреля The New York Times. Издание ссылалось на данные статистики, которую ведет организация Center for Responsive Politics, а также отчетности кандидатов, поданной ими в Федеральную избирательную комиссию США (FEC). Из этой суммы больше $222 млн было переведено на кампанию Клинтон.

Второй из оставшихся

К сенатору от Техаса Теду Крузу, сопернику Дональда Трампа от Республиканской партии, финансовые доноры на старте президентской кампании относились прохладно. Считая Круза бесперспективным консерватором-популистом, спонсоры республиканцев отдавали предпочтение экс-губернатору Флориды Джебу Бушу и сенатору от того же штата Марко Рубио. Но когда Трамп начал выигрывать одни праймериз за другими, а Буш и Рубио выбыли из борьбы, обладатели больших капиталов вынуждены были изменить свою стратегию.

На конец апреля на избирательную кампанию Круза было собрано уже $122 млн (Буш закончил борьбу с показателем в $159 млн, Рубио — $119 млн). И работа продолжается: в конце марта республиканские доноры провели встречу в Нью-Йорке, на которой было решено оказать Крузу дополнительную поддержку, писала The New York Times. Многие из тех, кто финансировал кампании Буша и Рубио, в последние недели были заняты привлечением инвесторов для сенатора из Техаса.

Одно из фандрайзинговых мероприятий политика прошло в казино Venetian в Лас-Вегасе, которое принадлежит одному из крупнейших доноров-республиканцев Шелдону Адельсону. Как заявила NYT руководитель комитета политических действий Trusted Leadership Келлиан Конвей, для финансовых доноров республиканцев кандидатуры Круза и Трампа больше не являются выбором «между тем, чтобы быть застреленным или отравленным», теперь они считают Круза «не таким уж плохим вариантом».

Круза поддержали в том числе самые крупные частные жертвователи — братья-миллиардеры Фэррис и Дэн Уилксы и их супруги ($15 млн), сообщило издание Politico. На его кампанию внес средства и сопредседатель совета директоров одного из самых успешных хедж-фондов в мире Renaissance Technologies Роберт Мерсер ($12,5 млн), второй в списке частных жертвователей. Поддерживала техасского сенатора и сама компания Renaissance Technologies — через нее было выделено еще $11 млн.

Кампания Трампа собрала только $36,7 млн, причем $24,6 млн от этой суммы — собственные средства миллиардера, а еще $9,5 млн — частные пожертвования, которые переводились в основном небольшими суммами. Но несмотря на значительную разницу в размере собранных средств, 19 апреля Трамп уверенно победил на праймериз в штате Нью-Йорк, получив 90 голосов делегатов, которые поддержат его на съезде партии в июле. Круз не получил ни одного голоса, хотя до этого выиграл у Трампа в трех штатах подряд — Юте, Северной Дакоте и Висконсине. После этого голосования разрыв между Трампом и Крузом увеличился до 300 голосов делегатов — теперь у миллиардера 845 голосов против 545 у техасского сенатора. Для победы кандидату необходимо большинство в 1237 голосов. Пока остаются шансы, что по итогам праймериз в оставшихся 15 штатах ни один из выдвиженцев не соберет достаточного числа голосов. Тогда кандидат от партии республиканцев будет определяться в ходе так называемого договорного съезда, на котором победителя определит партийный истеблишмент.

Кто спонсоры

По данным FEC, с лета 2015 года суммы свыше $250 тыс. на избирательные кампании кандидатов в президенты США пожертвовали всего 158 частных лиц или семей. Суммарно их вклад составил $176 млн. Еще около 200 семей пожертвовали своим кандидатам свыше $100 тыс. каждая.

Из 158 самых щедрых спонсоров, как подсчитала NYT, почти 64 заняты в финансовой сфере, 17 — в энергетике, 15 занимаются недвижимостью и строительством, 12 работают или владеют медиаактивами. Большинство жертвователей на стороне республиканцев.

Крупнейшим жертвователем Клинтон стал финансист Джордж Сорос — Soros Fund Management выделил в поддержку кампании бывшего госсекретаря $7 млн. Сам Сорос объяснил это решение агрессивностью Круза и Трампа. «Агрессивная антимиграционная и антимусульманская риторика республиканских праймериз глубоко оскорбительна», — говорилось в специальном заявлении, опубликованном им в марте. Сорос также призвал не оставлять без последствий «вопиющие предложения», с которыми выступают кандидаты от республиканцев.

В отличие от Клинтон Берни Сандерса, известного своей критикой банковского капитала с Уолл-стрит, поддерживает в основном не крупный бизнес, а обычные избиратели. Почти все $139 млн, собранных на его кампанию, пришли через частные пожертвования, причем 66% от этой суммы приходится на небольшие переводы.

Как финансируются выборы в США

Финансирование президентских кампаний в США идет несколькими путями. Во-первых, кандидат сам может вносить средства на избирательный счет своего штаба. Он также может получать пожертвования от частных лиц, но ограничение в этом случае составляет $2,5 тыс. в пользу одного кандидата.

Кроме того, для сбора средств формируются так называемые комитеты политических действий (Political Action Comittees, PACs), которые создаются на базе общественных организаций, профсоюзов и даже отдельных фирм. Традиционные PACs могут жертвовать не более $5 тыс. на одного кандидата и не более $15 тыс. на партию. Но 2010 году Верховный суд США разрешил частным лицам, корпорациям и объединениям граждан жертвовать неограниченные суммы на кампании в поддержку тех или иных предложений кандидата, но не его самого. Эти средства идут в PACs нового типа, так называемые Super PACs. Подобные организации связаны некоторыми ограничениями, например, они не могут напрямую взаимодействовать с предвыборным штабом кандидата. Зато кандидаты не обязаны отчитываться о расходовании этих средств.​

На нынешних выборах Super PАСs играют заметную роль. По данным The Washington Post, их число достигло уже 2,3 тыс., а собранные ими средства превысили сумму в $600 млн. В 2012 году Super PACs за весь выборный цикл собрали $828 млн. Успешнее всех через них собирал деньги уже снявшийся с выборов Джеб Буш ($124 млн).

Крупные бизнесмены в США часто финансируют сразу нескольких кандидатов. Эта стратегия нацелена на то, чтобы не допустить победы той или иной партии или политика. В ходе нынешней электоральной кампании более 60 крупных жертвователей финансировали одновременно кампании Клинтон и Буша. А например, председатель совета директоров Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн жертвовал сразу трем кандидатам — Крузу, Бушу и Клинтон — просто потому, что наиболее опасным для США кандидатом он считает Берни Сандерса, который называет себя «демократическим социалистом».

Pro
«Мужской грипп» не миф: почему мужчины хуже переносят простуду и ковид
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Крипта «ракетит» после победы Трампа. Пробьет ли биткоин $100 тыс.
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Как монетизировать личную экспертность и получать до ₽500 тыс. в месяц
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров