Политика, 21 авг 2014, 01:02

На выборах 2014 года стало меньше конкуренции

Уровень конкуренции на выборах 14 сентября по итогам регистрации упал по сравнению с прошлым годом: сократилось число кандидатов в губернаторы и партийных списков, были отстранены сильные конкуренты действующих глав регионов, гласит доклад Комитета гражданских инициатив. Конкуренция определяется не числом кандидатов, а их политической силой, возражает провластный эксперт.
Читать в полной версии
Фото: PhotoXPress

Комитет гражданских инициатив (КГИ) подготовил доклад, посвященный итогам регистрации участников выборов 14 сентября. Как отмечают эксперты, снижение конкуренции обозначилось еще на стадии выдвижения кандидатов и партийных списков, а процесс их регистрации еще больше сократил число участников выборов: из 69 имевших право на выдвижение партий участвовали 53 партии, а зарегистрированы кандидаты и списки только 41 партии.

Средний уровень конкуренции на выборах губернаторов по сравнению с прошлым годом упал с пяти кандидатов на регион до 4,6. Из 207 выдвинутых кандидатов зарегистрированы были только 138. Фактически повсеместно от выборов отстранены наиболее сильные конкуренты действующих глав регионов, и эти выборы напоминают референдумы по подтверждению полномочий глав регионов, отмечают авторы доклада Александр Кынев, Аркадий Любарев и Андрей Максимов.

Большая часть случаев отсева связана с тем, что кандидат выбыл по личному заявлению или не представил документы на регистрацию из-за невозможности преодолеть муниципальный фильтр без помощи администрации, говорится в докладе. Так случилось с кандидатом в губернаторы Нижегородской области от КПРФ, депутатом Заксобрания Владимиром Булановым и кандидатом в главы Санкт-Петербурга от эсэров, депутатом Госдумы Ольгой Дмитриевой. При этом, указывают эксперты, фильтр преодолели малоизвестные кандидаты от не пользующихся популярностью партий (как, например, кандидат от «Зеленых» в Санкт-Петербурге или кандидат от «Великого Отечества» в Нижегородской области).

Сократилось и число участвующих в выборах партийных списков. Если в сентябре 2013 года в региональных выборах участвовало в среднем 17,2 списка, то в нынешней кампании изначально были выдвинуты только в среднем 10,7 списка, а после завершения регистрации осталось 8,5 списка на регион. Вырос отсев списков на стадиях заверения и регистрации: с 8,5% в 2013 году до 20% сейчас. Рост отсева эксперты КГИ связывают с требованием сбора подписей. Суммарный отсев кандидатов и списков у «Единой России» составил 0,1%, у трех остальных парламентских партий — 6%. Самый высокий отсев у РПР-ПАРНАС — 73%.

Причин отказа в регистрации в этом году стало меньше и формально они стали проще, говорит Кынев. «Еще в прошлом году было больше оснований для отказов, были, например, истории с исчезновением финансового уполномоченного «Гражданской платформы» в Ярославской области, то сейчас эти технологии излишни из-за необходимости собирать подписи — данная процедура уже всех отсекает и далее нет смысла ухищряться», — пояснил эксперт. При этом, замечает он, ключевой технологией в нынешних губернаторских кампаниях стало выявление двойных подписей муниципальных депутатов, когда после сдачи документов внезапно выясняется, что депутат подписался сразу за несколько кандидатов. «Как у нас могут появиться эти внезапно двойные подписи с более ранней датой, многие могут легко догадаться», — говорит эксперт.

Уровень конкуренции на выборах определяется не количеством их участников, а наличием сильных противников, на этих выборах все заметные игроки получили к ним доступ, уверяет глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин. В пользу увеличения конкурентности предстоящих выборов он замечает, что по сравнению с прошлым годом выросло число партий, выдвинувших кандидатов в губернаторы: с 12 до 24. По мнению эксперта, в нескольких регионах есть предпосылки для конкурентных выборов, например в Астраханской области (выдвинулся депутат астраханской облдумы Олег Шеин). «А Дмитриева устроила дрязги с «Единой Россией», вместо того чтобы договариваться с ней о поддержке», — сказал он. Вместе с тем Костин согласен, что в Нижегородской области было «злоупотребление административным ресурсом».

В 2013 году было всего восемь выборов губернаторов, а в 2014-м — 30, возражает Кынев против аргумента об увеличении числа партий на выборах глав регионов. Наличие партий, которые выдвигают кандидатов в губернаторы и при этом не борются за места в региональных парламентах, — нонсенс, говорит он. «В данном случае это просто бизнес и результат силового принуждения кандидатов баллотироваться от партий», — считает Кынев.

Мария Макутина

Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива