Выборы президента России, 22 мар 2018, 06:59

Количество обращений в ЦИК по поводу выборов выросло в десятки раз

За два дня после президентских выборов, 19–20 марта, в Центризбирком поступило около 20 тыс. обращений. Всего за время президентской кампании ЦИК получил 240 тыс обращений, это рекорд, сообщил источник РБК, близкий к ЦИК
Читать в полной версии
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Рекорд по обращениям

В ЦИК до сих пор продолжают поступать обращения в связи с прошедшими президентскими выборами, рассказали РБК два источника, близкие к Центризбиркому. За два дня после голосования — 19 и 20 марта — было принято не менее 20 тыс. сообщений, большая часть из них — вопросы и уточнения, сказал один из них. Второй источник РБК подтвердил эту информацию.

Всего за время работы Информационно-справочного центра (ИСЦ) ЦИК — с 18 декабря прошлого года до 20 марта — в него поступило около 240 тыс. сообщений, добавили собеседники РБК. Это «необычайно много», утверждает один из источников РБК. Второй добавляет, что это «самое большое количество обращений в ЦИК за историю президентских кампаний».

Во время выборов 2012 года ИСЦ получил около 3,6 тыс. обращений, тогда он работал с 20 февраля по 8 марта. Нынешний показатель собеседники РБК объяснили как более продолжительной работой центра, так и большим числом операторов, принимавших сообщения. Их было более 400, объявила секретарь ЦИК Майя Гришина.

Члены ЦИК также связали рост числа обращений с запуском проекта «Мобильный избиратель», который позволял голосовать по месту пребывания без посещения избирательных комиссий или МФЦ. «После запуска этого проекта очень много было вопросов, уточнений», — сказал РБК член Центризбиркома Сергей Сироткин. С ним согласился его коллега Евгений Колюшин: «Люди сразу начали звонить в ЦИК, уточнять, как и где они смогут проголосовать без открепительных». По мнению Колюшина, увеличение числа сообщений объясняется и изменением графика работы ИСЦ: «Операторы принимали сообщения постоянно, по суткам». По его словам, в 2012 году «такой оперативности приема сообщений не было».

По мнению политолога Николая Миронова, обращений стало больше из-за того, что избиратели стали больше обращаться напрямую в ЦИК, а не в участковые комиссии (УИК). «Это связано с тем, что не так просто приживается новая система голосования, — уточнил он. — Раньше, когда человек испытывал какие-то проблемы со списками или другими вопросами жалобы, шли в УИК и на месте все решалось». Напрямую в ЦИК люди начали обращаться из-за появления большого количества агитации о выборах. «Люди решили, что все решается там, наверху, в ЦИК. И решили писать и звонить сразу туда», — уточнил Миронов.

Увеличение числа обращений не свидетельствует о росте числа нарушений, уверен он. «Выборы не стали значительно хуже, — сказал эксперт. — На них нарушений не больше, чем было раньше».

Откуда звонили

Традиционно большая часть обращений и жалоб поступает из Москвы и Московской области, рассказали источники РБК. В 2018 году из столицы в ИСЦ поступило более 35 тыс. обращений, из Московской области — 14,6 тыс. Во время прошлой кампании из Москвы поступило более 100 обращений, из Подмосковья — от 50 до 100 (более точные цифры в ЦИК уточнить не смогли). Среди лидеров также Санкт-Петербург. В 2012 году оттуда было получено от 20 до 50 обращений по поводу кампании и президентских выборов, в 2018 году — 12,4 тыс.

Из Москвы, Подмосковья и Петербурга всегда поступает больше всего обращений о выборах и кампании, отметил сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц. «Главный фактор количества обращений — число наблюдателей в каждом из регионов, — пояснил он. — А в этих трех регионах их всегда больше всего». По его словам, количество обращений в регионах зависит от уровня информированности населения о том, куда можно обращаться, от «гражданской активности населения» и от региональной власти — «насколько передавливают админресурсом население и [избирательные] комиссии».

В 2012 году от 20 до 50 обращений также поступило из Татарстана, Нижегородской области и Краснодарского края. Сейчас большое количество обращений зафиксировано из Краснодарского края (7,5 тыс.), Ростовской (5,3 тыс.), Самарской (4,2 тыс.) и Челябинской (4,1 тыс.) областей.

Кто и зачем звонил

Пик приема сообщений пришелся на день перед выборами: тогда в ИСЦ поступило около 24,1 тыс. обращений, следует из презентации Центризбиркома (есть у РБК). В день голосования, по данным на вечер 18 марта, ЦИК приняла еще более 20 тыс. сообщений. Чаще всего в ИСЦ обращались избиратели — около 215 тыс. сообщений. Еще около 2,8 тыс. обращений поступило от сотрудников избирательных комиссий разных уровней, более 1 тыс. — от представителей предприятий и учреждений. 785 раз в Центризбирком обращались представители полиграфических организаций — с вопросами по поводу плакатов с призывами на выборы и агитационной продукции. Представители кандидатов в президенты, политических партий, органов власти и общественных организаций отправили в ИСЦ 1060 обращений.

Перед выборами граждане чаще всего обращались в центр, чтобы получить информацию о голосовании по месту пребывания. Количество таких обращений превысило 138 тыс. (Как ранее писал РБК, благодаря поправкам в избирательном законодательстве количество голосующих по месту пребывания в этом году выросло в три раза по сравнению с выборами 2012 года.) 49,1 тыс. обратившихся хотели получить справочную информацию, в частности по вопросам навигации на сайте ЦИК.

Среди обращений оказалось 7,2 тыс. жалоб; 2,8 тыс. из них касались действий и бездействия избирательных комиссий. «В эту категорию попали обращения по поводу возможных подтасовок со стороны комиссий, случаи, когда члены этих комиссий не мешали вбросам и прочим нарушениям», — уточнил собеседник РБК в ЦИК.

В 2012 году ЦИК получила 257 жалоб на неправомерные действия членов избирательных комиссий во время голосования и подсчета голосов и 180 обращений по поводу их действий и бездействия, не связанных с голосованием. 44 обращения в ходе прошлой президентской кампании касались фальсификаций при подсчете голосов.

В 2018 году 2,1 тыс. полученных жалоб касались недостатка технического обеспечения работы избирательных комиссий, 1,3 тыс. — недостатков информирования граждан о выборах. «На недостатки информирования жаловались не много, потому что львиная доля [работы ЦИК] в предвыборный период касалась именно информирования о выборах, из каждого чайника говорили о том, как проголосовать по месту пребывания», — рассказал источник РБК в ЦИК. Еще 671 обращение, полученное в ходе нынешней кампании, касалось использования кандидатами административного ресурса, то есть должностного положения для агитации. В 2012 году ЦИК получила 55 таких жалоб.

Еще 248 жалоб в ходе нынешней кампании касались нарушения правил агитации, в 2012 году на это жаловались 180 раз.

Pro
Синдром плотного графика: зачем люди «забивают» свое расписание
Pro
Успеть в последний «налоговый вагон»: что надо сделать до конца 2024 года
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
Налоговые риски при ликвидации и реорганизации компании. Кто платит
Pro
Из-за чего возникают конфликты в удаленной команде и можно ли их избежать
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха