Политика, 22 мая 2018, 21:52

Почему Палестина решила подать в суд на Израиль

Палестина требует расследования «военных преступлений» Израиля. Международные правозащитные организации отмечают, что во время разгона недавних протестов израильская армия стреляла по безоружным боевыми патронами
Читать в полной версии
Фото: Ibraheem Abu Mustafa / Reuters

Палестина идет в суд

Во вторник, 22 мая, Министерство иностранных дел Палестины обратилось в Международный уголовный суд (МУС) «из-за серьезности и возросшего числа преступлений, совершенных израильскими должностными лицами» против палестинцев. Соответствующее заявление цитирует палестинское государственное агентство WAFA.

«Израиль поддерживает, расширяет и защищает режим поселений, совершая военные преступления и преступления против человечности», — говорится в заявлении ведомства.

По словам палестинской стороны, она располагает «неопровержимыми доказательствами», достаточными для того, чтобы прокуратура МУС возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц Тель-Авива.

С 30 марта в секторе Газа проходят антиизраильские протесты. В понедельник, 14 мая, в ответ на открытие посольства США в Иерусалиме палестинцы сектора Газа устроили самую массовую акцию протеста за прошедшие шесть недель. По данным Армии обороны Израиля, в ней приняли участие около 35 тыс. человек. В столкновениях с израильской армией погибли несколько десятков палестинцев, несколько тысяч получили различные ранения.​

В ответ на жалобу Палестины МИД Израиля заявил, что МУС не может вмешиваться в палестино-израильский конфликт, так как это «не находится в юрисдикции данного суда». Тель-Авив считает обращение Палестины юридически недействительным. «Израиль не является членом суда, а Палестина не является государством», — отмечает МИД Израиля.

Тем не менее Палестина вправе обращаться в МУС, так как является участником суда после ратификации Римского статута в 2015 году, отметил в разговоре с РБК директор по исполнению «Правовой инициативы» и адвокат Григорий Аветисян.

По его словам, любая страна — участница МУС, на территории которой совершено предполагаемое преступление, может передать ситуацию на рассмотрение в МУС, в том числе в отношении не являющихся участниками уголовного суда государств, в данном случае Израиля. Поскольку Палестина является не только участницей МУС, но и членом ООН, заявление Израиля о том, что соседнее государство таковым не является, неверно фактически, объяснил Аветисян.

Кроме государств-участников отправить документы о рассмотрении дела в МУС может Совет Безопасности ООН. Начать расследование предполагаемого преступления также может прокурор МУС по собственной инициативе, но только в отношении стран-участниц.

Антиизраильское большинство

В пятницу, 18 мая, Совет ООН по правам человека принял резолюцию, призывающую к созданию независимого механизма по расследованию нарушений прав палестинцев в секторе Газа и на Западном берегу Иордана. За резолюцию проголосовали 29 стран — действующих членов СПЧ ООН, против высказались только Австралия и США, 14 воздержались (среди них Великобритания, Германия, Япония, Швейцария и Грузия). Россия в голосовании не участвовала, так как не является членом СПЧ нынешнего состава.

Столкновения палестинцев с израильской армией на границе. Фоторепортаж
Фотогалерея

Проект резолюции был внесен Пакистаном от имени стран Организации исламского сотрудничества. Согласно решению Совета, комиссия должна будет представить устный доклад о проведенном расследовании на 39-й сессии СПЧ ООН в сентябре, а письменный доклад — к 40-й сессии СПЧ в марте 2019 года.

При этом Израиль отверг решение СПЧ. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху обвинил Совет в лицемерии. «Ничего нового под солнцем. Организация, которая называет себя Советом по правам человека, вновь доказала, что она лицемерна и предвзята, и ее целью является навредить Израилю и поддержать террор», — говорится в заявлении Нетаньяху.

МИД Израиля заявил, что не даст «навязать» внешний следственный механизм и проведет проверку событий на границах с сектором Газа силами собственной юридической системы. В заявлении МИДа сказано, что СПЧ «еще раз показал себя органом с автоматическим антиизраильским большинством, где преобладают лицемерие и абсурд. Результаты работы следственной комиссии известны заранее и заложены в тексте самой резолюции».

Постпред США при ООН Никки Хейли решение СПЧ назвала «еще одним постыдным днем для прав человека». «Пока Венесуэла превращается в диктатуру, Иран сажает в тюрьмы тысячи политических оппонентов, а в Бирме (Мьянме) происходят этнические чистки, так называемый Совет по правам человека ООН решил начать расследование того, как демократическая страна правомерно защищает свои границы от нападений террористов. Это еще один постыдный день для прав человека», — говорится в письменном заявлении Хейли, распространенном американским постпредством.

«Необычные и разрушительные» ранения

По данным Министерства здравоохранения Палестины, только за один день, 14 мая, были убиты 64 палестинца (последний скончался от полученных ранений в минувшую субботу). По данным Красного Полумесяца, всего в ходе шестинедельных протестов, которые начались 30 марта, погибли 112 человек, были ранены — 6661. 14 мая организация помогла госпитализировать 1079 человек — при этом отмечается, что 704 из них получили ранения от боевых патронов, остальные отравились слезоточивым газом, получили ожоги и «прочие ранения».

Армия обороны Израиля, в свою очередь, утверждает, что почти половина убитых в ходе протестов в Газе являлись террористами — большинство из них были членами ХАМАС (исламское движение сопротивления).

То, что израильская армия при разгоне протестов использовала боевые патроны, подтверждает и другая международная неправительственная организация — «Врачи без границ» (MSF). «С 1 апреля в наши клиники были доставлены более 800 пациентов с ранениями от боевых патронов», — говорится в материалах MSF, предоставленных РБК. 90% таких ранений приходится на ноги, при этом каждый десятый ранен в колено. Кроме того, и Красный Полумесяц, и «Врачи без границ» отмечают, что армия Израиля стреляла по безоружным.

MSF также обращает внимание на «необычные и разрушительные» ранения палестинцев: «Выходная рана [от пули] непропорционально шире [входной]. Иногда она достигает размера кулака или даже ладони». В случаях же, когда пуля попадала в кость, она вызывала «многосекционные переломы», «кости буквально превращались в пыль», сказано в отчете организации.

Еще одна правозащитная организация, Euro-med monitor, прямо заявляет о том, что израильская армия стреляла по палестинцам запрещенными разрывными патронами.

MSF не делает выводы о типе оружия, которое использует израильская армия, так как это не входит в их компетенцию. Организация также не подтверждает, что израильская армия использовала разрывные патроны. MSF отмечает, что и ранее сталкивалась с подобными ранениями, однако их соотношение по сравнению с «обычными» ранениями «было значительно меньше». Организация также обращает внимание на сложность исцеления нанесенных увечий.​ По ее данным, 37% раненых потребуется длительная (более года) реабилитация.

Никаких достоверных выводов из отчета MSF сделать невозможно, считает главный редактор журнала «Калашников» Михаил Дегтярев. «Основным оружием военнослужащих Израиля является штурмовая винтовка калибра 5,56 [мм]. Пули этого калибра оставляют очень тяжелые ранения, особенно когда затронута кость, — говорит он. — Кроме того, здесь очень многое зависит от дальности применения оружия — если это очень короткие дистанции (до 50 м), то штатное вооружение работает именно так, как описано в отчете. Очень тяжелые ранения наносятся за счет недостабилизации пули».

Поэтому эксперт не верит, что армия Израиля могла использовать разрывные пули.

Правозащитная организация Amnesty International также не подтвердила использование взрывных патронов израильскими военными. Однако организация указывает на два типа оружия, которые были применены армией Израиля при подавлении протестов в секторе Газа с 30 марта, — это штурмовые винтовки Tavor израильского производства, в которых используются боевые патроны калибра 5,56х45 мм, а также американские снайперские винтовки M24 Remington с оптическим прицелом и охотничьими патронами калибра 7,62 мм, рассказала РБК заместитель регионального директора Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке Магдалена Муграби.

​РБК направил запрос в Армию обороны Израиля.

Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
США проспали становление Китая. Что угрожает американской экономике
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают