Политика, 22 дек 2011, 18:35

Политологи: Власть запоздала с позитивными инициативами

Политологи объяснили, чего ждать от обещанных президентом политических реформ и как их появление связано с митингом на Болотной площади.
Читать в полной версии
Фото: РБК

Замдиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин оценивает инициативы президента, прозвучавшие в послании к Федеральному собранию, как очень важные, хотя и несколько запоздалые. "Однако это не катастрофично: "опоздание" может создать проблемы для каких-то политических интересов, однако для общего развития политической системы России это очень позитивно", - считает политолог.

Между тем, по мнению спикера Госдумы Сергея Нарышкина, инициативы президента не связаны с митингом на Болотной. "Некоторые будут говорить, что предложения появились под нажимом Болотной площади. Часть из предложений обсуждалась и ранее", - заявил экс-глава администрации президента.

По мнению А.Макаркина, если бы президентское послание прозвучало в начале сентября, "цены бы ему не было". "Это было бы воспринято совершенно иначе, как инициатива власти, как ее добрая воля, как желание в превентивном порядке изменить ситуацию и сохранить инициативу. Может быть, в этом случае и митинги были не нужны. Но это произошло только после митинга. Хорошо, когда власть слушает людей, но эффект от этого будет меньше, чем если бы она сама по своей инициативе бы это предложила", - заметил А.Макаркин.

Также, по его мнению, есть ряд очень важных деталей. "В.Путин сказал о прямых выборах губернаторов по очень оригинальной схеме с президентским фильтром. Президент имеет право отклонить любую кандидатуру перед тем, как она выставляется на голосование. Кроме того, кандидатов могут утверждать только партии, представленные в соответствующем региональном заксобрании, а в некоторых заксобраниях только 2 партии. То есть получается, что будут только 2 кандидата. На мой взгляд, это ограничит возможности реализации воли избирателей", - считает замдиректора Центра политических технологий.

Здравой идеей политолог назвал также упрощение процедуры регистрации партий. "Теперь политики из внесистемной оппозиции, которых уже практически загнали в угол, во внепартийное пространство, смогут принимать участие в партийной битве. Важен вопрос, как эти партии будут самореализовываться. Парламентские выборы уже прошли, на президентские кандидаты уже зарегистрированы. Согласится ли оппозиция ждать до 2016г., до следующих парламентских выборов? Они не имеют своего представительства в заксобраниях, соответственно, будут настаивать на том, чтобы иметь право выдвигать своих кандидатов на губернаторских выборах, чтобы не только нынешние партии могли это делать. Они, конечно, захотят участвовать в какой-то форме на федеральном уровне", - смотрит в будущее А.Макаркин.

В свою очередь, президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов соглашается, что слова президента – это реакция на митинг на Болотной площади. "С точки зрения протестного тренда, наверное, радикалисты обращение президента будут рассматривать как недостаточное, поэтому это, скорее, шаг по цементированию элит, создания у нее ожиданий от действия власти".

Проще всего связать послание Д.Медведева с событиями на Болотной площади, тем более, что события соседствуют во времени, однако заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин видит иные причины заявленных реформ: "Мне кажется, что в гораздо большей степени переход к новому этапу развития политической системы – это часть планового политического строительства".

По мнению А.Зудина, если внимательно и спокойно посмотреть на предыдущие шаги, которые были сделаны, прежде всего, в годы президентства Д.Медведева, и некоторые шаги, которые были предприняты еще при В.Путине, то очевидно, что этот этап был в значительной степени подготовлен предыдущим. "Так что в данном случае речь идет не о ситуативной реакции на событие, хоть и очень важное, а о продуманном, ориентированном на перспективу политическом строительстве. Другое дело, что выступления граждан, которые были не услышаны в рамках существующей политической системы, лишний раз напомнили о том, насколько востребован новый этап", - отметил А.Зудин.

По его мнению, в обращении было поднято много важных вопросов, так как оно стало подведением итогов всего периода правления Д.Медведева. "Сейчас, - указал А.Зудин, - страна вступает в новый этап развития политической системы, при котором сохраняется преемственность". В качестве примеров он привел возвращение к прямым выборам губернаторов, при которых, однако сохраняется роль партий и президента как гарантов единства.

Другой пример – возвращение одномандатников. "Механический возврат к одномандатникам 90-х гг. был бы непродуктивен, поскольку одномандатники того времени шли во многом как самодостаточные одиночки, очень часто без связи с политическими партиями. Можно предположить, что в данном случае принцип присутствия политических партий и в одномандатных округах будет подтвержден, - сказал А.Зудин, отметив, что присутствие политических партий важно как для функционирования Госдумы, так и для избирателей, которым важно определить принадлежность кандидата, кроме того, важна дисциплина при выполнении обещаний, которую предполагает принадлежность к политической партии.

Замдиректора Центра политической конъюнктуры считает также важным проект общественного телевидения. Было объявлено, что телевидение будет полностью независимым, а не номинально, как это было в 90-е гг., когда ТВ было независимо от государства, но представляло интересы могущественных частных интересов. "В данном случае речь шла о таком формате для общественного телевидения, который бы свел к минимуму возможности собственников определять содержание данного СМИ", - подытожил А.Зудин.

Глава Кабардино-Балкарской Республики Арсен Каноков считает, что предложения, содержащиеся в послании президента, свидетельствуют о том, что социально-политическая система России выходит на качественно новый этап развития. "После успешной стабилизации политической и экономической жизни, которая произошла в 2000-е годы, появилась возможность реформировать государственную систему, сделать ее более прозрачной и открытой. Многие предложенные главой государства меры ранее неоднократно обсуждались, так что имеет место стратегически продуманное продолжение преобразований, а вовсе не тактическая реакция на те или иные события", - заявил он.

"Как глава региона я приветствую предложения, которые направлены на более тесное взаимодействие субъектов Федерации с центральной властью. Именно это будет достигнуто с возвратом к одномандатным округам при выборах в Госдуму: у каждой территории будет свой представитель в парламенте", - указал А.Каноков.

Что касается изменения бюджетных отношений между центром, регионами и муниципальными образованиями, то, по его мнению, такая необходимость назрела в связи со вступлением в действие в полном объеме закона о местном самоуправлении.

"Такие перемены налагают на муниципалитеты большую ответственность, но они должны быть подкреплены соответствующими финансовыми полномочиями. Строя более сбалансированную систему отношений между всеми уровнями власти, руководство страны в первую очередь укрепляет единство и целостность Российской Федерации", - считает А.Каноков.

Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
Как руководитель подталкивает сотрудников к увольнению — 7 ошибок
Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа
Pro
«Не откладывать решение». Что происходит с рынком вторичного жилья России
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Останутся лучшие. Как не потерять ключевых сотрудников — 7 шагов к успеху
Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям