Политика, 23 мар 2005, 19:19

Эксперты: "Американский след" в киргизской революции

То, что "революция" в Киргизии будет далеко не бархатной, уже показали события в Оше и Джалал-Абаде. Президент А.Акаев, однако, согласился вывести из этих городов внутренние войска и готов к переговорам с оппозицией, несмотря на то, что ее требования, мягко говоря, не вполне законны.
Читать в полной версии

Российские эксперты выражают озабоченность возможностью выхода ситуации из-под контроля и одновременно – недоумение по поводу того, зачем было США (в невмешательство которых никто уже не верит) мешать такому лидеру, как Аскар Акаев, наиболее прозападному из всех, какие есть в Центральной Азии.

Александр Шаравин, директор Института военно-политического анализа, считает: "Если американцы будут делать ставку на эту оппозицию, то совершат страшную ошибку. Оппозиционеры – не лидеры. Они не авторитеты даже для тех, кто буйствует сейчас в Джалал-Абаде и Оше.

Киргизия - не Украина и не Грузия, она шагнула из полуфеодальных отношений прямо в социализм, и сейчас, как может, пытается строить современные рыночные отношения. Население крайне безграмотно – не формально, а фактически. Политическая культура очень низка. Этнический состав разнообразен. Регионы сильно отдалены от центра. Я объездил эти места не раз, - продолжает А.Шаравин, - и меня очень беспокоит то, что там происходит сейчас. Этот джинн, если выпустить его из бутылки, натворит таких дел, что те же американцы будут совсем не рады. Им было бы куда лучше ставить на Аскара Акаева, весьма прогрессивного для этой страны.

Его следует поддерживать всем: и Европе, и американцам, и России. В ближайшие десять лет, боюсь, такого прогрессивного лидера в Киргизии не возникнет. Будет очень плохо для всех стран региона, если Акаев утратит власть сейчас. Движущей силой оппозиции являются отнюдь не прогрессивные силы. Большую роль сыграют экстремисты, которые будут подогревать ситуацию, очень заинтересованы в революционном хаосе криминальные лидеры и наркодельцы в первую очередь, и конечно - лидеры оппозиции, точнее, лица, которые претендуют на такое звание".

Заместитель директора Института экономических стратегий Игорь Яковлев считает, что "американский след" во всей этой истории очевиден: "Мы видим явно традиционное оппозиционное движение. Столкновения и вооруженное противостояние были в Оше и в советские времена. Поэтому естественно, что у каждой из группировок есть свои лидеры, но обращает на себя внимание новый сценарий, который на территории СНГ еще не апробировался – стихийное движение масс. Сам факт, что Киргизия – первая страна из охваченных "революциями", которая содержит на своей территории военную базу США, говорит о многом. И американский след выражается в том, что свои услуги предложил грузинский президент, широко известный своими проамериканскими симпатиями".

Эксперты ищут и ответ на вопрос о том, почему жертвой революционного энтузиазма на это раз избран именно Аскар Акаев. Свой ответ дает председатель исламского Комитета России Гейдар Джемаль: "Я должен сказать, что лично имею удовольствие знать президента Киргизии Акаева, и должен сказать, что он произвел на меня очень приятное впечатление. И я не уверен, что человек он прозападный. На форуме, который был посвящен диалогу цивилизаций, он сказал, что нам подсовывают идею диалога или столкновения цивилизаций, чтобы отвлечь от столкновения мировой бедности и мирового богатства. Меня настолько поразило это высказывание в устах постсоветского лидера, что я не сразу вспомнил, что он не из советской номенклатуры, которая теперь молится на либеральные ценности, а из интеллигенции, которая может себе позволить нестандартные взгляды. Одна из проблем Акаева с Западом - именно в этом.

Кроме того, Киргизия, в отличие от Узбекистана и Таджикистана, принципиально отказывалась от "охоты на ведьм", и не ловила на своей территории ваххабитов. Многим, бежавшим от зверских репрессий, она давала возможность жить без угрозы бессудного ареста и пыток. Исламский фактор – еще более существенная проблема Акаева. Третья проблема – наркодельцы. Талибы уничтожили наркокартели. А Хамид Карзай с американцами – возродили и довели "урожай" героина с 2 тысяч тонн доталибского периода то трех сегодня. Давно известно, что американцы – главные мировые покровители наркотраффика, и мировой наркотраффик работает в тесной увязке с ЦРУ. Именно США создали гигантский мировой наркорынок во время войны во Вьетнаме, чтобы создать черную кассу и финансировать из нее подрывные операции. Сегодня Киргизия, которая отставала от своих соседей по проводке наркотиков в интересах американцев, в этом плане серьезно мешала и была виновна перед "гегемоном".

Всего этого и хватило, чтобы его мягкий и интеллигентный режим не устроил США. Современный мир, наверное, еще не пригоден для профессоров-президентов. Акаев может даже удержаться, по доходящей до меня информации, ему может быть дан шанс пойти на компромисс с оппозицией. Но потом придется уйти. Да и шанс невелик. Для меня стало ясно жесткое присутствие американцев после того, как высокие милицейские чины перешли на сторону оппозиции. Когда такие люди каются перед народом, это значит, что приказ поступил из гораздо более высоких инстанций, из той державы, которую слушаются полицейские хоть в Африке, хоть в СНГ".

В свою очередь, глава ЦИК РФ Александр Вешняков, комментируя ситуацию в Киргизии, заявил сегодня журналистам следующее: "Президент и ЦИК Киргизии заняли правильную позицию. Обстановка в республике довольно тревожная и решать вопросы методами давления и захвата административных зданий недопустимо. Если есть конкретные претензии, то ничто не мешает предметно разобрать любые возникающие споры, а не при помощи оружия и камней". Глава ЦИК РФ также выразил надежду, что стороны решат все спорные вопросы путем переговоров.

Напомним, волнения, вылившиеся в стихийные захваты зданий местных областных администраций и стычки с милицией, начались в Киргизии после проведения в стране парламентских выборов, на которых 69 из 75 мест в парламенте получила правящая партия. Оппозиция обвинила президента страны А.Акаева в подтасовке результатов выборов и потребовала пересмотра их результатов.

Президент Киргизии Аскар Акаев освободил от занимаемых должностей генерального прокурора Мыктыбека Абдылдаева и министра внутренних дел республики Бакирдина Субанбекова. Этим же указом А.Акаев назначил исполняющим обязанности министра внутренних дел с повышением статуса до уровня вице-премьер-министра Кенешбека Дуйшебаева, ранее возглавляющего УВД г.Бишкека. Исполняющим обязанности генерального прокурора назначен заведующий отделом по делам обороны и безопасности администрации президента Киргизии Мурат Суталинов.

Между тем в администрации президента Киргизии подтвердили, что премьер-министр завтра отправится в южные регионы страны на переговоры с оппозицией.

Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом