Политика, 23 апр, 23:29

Поможет ли депортация мигрантов в Руанду решить Британии ее проблемы

Парламент одобрил законопроект, который вызывал споры на протяжении трех лет
Палата лордов одобрила вызвавший много споров закон о депортации нелегальных мигрантов в Руанду. Почему его так добивалось правительство консерваторов и какие последствия он будет иметь — в материале РБК
Читать в полной версии
Фото: Dan Kitwood / Getty Images

22 апреля закон, разрешающий британским властям депортировать нелегальных мигрантов в Руанду, где те будут ожидать решения Лондона о предоставлении им убежища, прошел парламент.

Премьер-министр Риши Сунак заявил, что депортации начнутся через 10–12 недель, — правительство зафрахтовало коммерческие чартерные авиарейсы и выделило персонал, который будет сопровождать беженцев в Руанду. «Никаких «если», никаких «но». Эти рейсы полетят в Руанду», — сказал премьер.

Международные организации это решение раскритиковали. Верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди и верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк призвали Лондон отказаться от депортаций и решать вопрос незаконной миграции с опорой на международное право. Аналогично высказался Совет Европы — еврокомиссар по правам человека Майкл О'Флаэрти заявил, что принятый билль не дает беженцам, которых высылают в Руанду, доступа к средствам правовой защиты и исключает возможность рассматривать эти вопросы в британских судах. По его мнению, экстернализация политики предоставления убежища и миграции — повод для всеобщей тревоги.

Руанда — государство в Восточной Африке. Одна из самых густонаселенных стран на континенте — на площади 26,3 тыс. кв. км проживают 13,2 млн человек. На протяжении XX века в стране шло активное противостояние между народностями хуту (большинство) и тутси (меньшинство), которое в 1994 году вылилось в стодневный геноцид против тутси. Президент страны Поль Кагаме, выходец из тутси, сыграл ключевую роль в прекращении геноцида; руководит страной с 2000 года.

Как появилась идея депортации в Руанду

Работа над законопроектом началась в марте 2021 года, когда правительство Бориса Джонсона опубликовало «Новый план по иммиграции». В нем говорилось, что с 2015 по 2019 год Великобритания приняла больше беженцев, чем другие европейские страны, — легально в королевство въехали порядка 25 тыс. человек, еще 29 тыс. человек приехали в рамках процедуры воссоединения с семьями. Параллельно страна сталкивалась с сильным давлением со стороны нелегальных мигрантов — в 2020 году власти зафиксировали свыше 15 тыс. нелегальных попыток попасть в Великобританию. Власти предлагали депортировать нелегальных мигрантов в третьи страны на время, пока рассматриваются их прошения об убежище; Руанда в плане не упоминалась.

Документ раскритиковало Агентство ООН по делам беженцев, заявив, что он противоречит международным обязательствам королевства. Через три месяца МВД внесло в парламент подготовленный на основе этого плана законопроект.

По подсчетам миграционной обсерватории Оксфордского университета (июль 2023 года), в 2022 году Ла-Манш пересекли на маленьких лодках 46 тыс. человек. В период с 2018 по 2023 год 71% нелегалов — выходцы из Албании, Афганистана, Ирака, Ирана и Сирии. 92% прибывших в этот период запросили убежище. Неясно, почему мигранты стали чаще использовать маленькие лодки, отмечает обсерватория, разве что другие способы нелегального въезда (самолет, грузовики) стали менее реальными.

«Мы сделаем все необходимое, чтобы положить конец этим опасным и фатальным путешествиям, побуждая людей искать безопасный и легальный проезд. С 2015 года это сделали более 550 тыс. человек», — заявило 19 апреля МВД Великобритании, отметив, что в 2023 году число нелегалов сократилось на треть — власти связывают это с ужесточением законодательства и с тем, что Лондон «заключил соглашения с международными партнерами».

В апреле 2022 года Джонсон сообщил, что Британия и Руанда подписали соглашение в области миграции и экономического развития. В соответствии с ним Лондон будет отправлять в Руанду беженцев, которые нелегально попали в королевство, на время, пока будут рассматриваться их запросы на предоставление убежища. У тех, кому в убежище откажут, будет возможность либо получить убежище в Руанде, либо вернуться домой. В свою очередь, Британия обязалась инвестировать в экономику Руанды £120 млн и пообещала покрыть расходы на работу с каждым релокантом; по оценке Лондона, это будет стоить столько же, сколько и в королевстве, — около £12 тыс. на человека.

Как кабинет добивался реализации этой идеи

Подход правительства Джонсона к решению миграционной проблемы в целом вызвал неприятие. Против высказались Евросоюз, экс-премьер Тереза Мэй, не говоря уже о лейбористах и руандийской оппозиции. В апреле 2022 года более 150 британских некоммерческих организаций (НКО) в открытом письме раскритиковали решение кабинета. «Отправка людей, ищущих убежища, в Руанду вызовет огромные страдания, при этом основной удар придется на наиболее уязвимых людей. Это постыдно жестокий способ обращения с людьми, приехавшими в Великобританию в поисках защиты, спасаясь от преследований или конфликтов», — говорится в нем. Авторы обращения также указали на то, что эта программа обойдется Лондону гораздо дороже, чем £120 млн. Они сослались на опыт Австралии, которая направляет просителей убежища в Науру и Папуа — Новую Гвинею: содержание в них 3,1 тыс. человек обходится Канберре в $1 млрд ежегодно. Кроме того, по оценке НКО, у Руанды «плохая репутация в области прав человека»: «ее правительство преследует независимых журналистов и оппозиционные партии, а также угрожает и убивает людей, бежавших из страны».

Почему именно Руанда

«Короткий ответ: никто другой не хотел в этом участвовать», — утверждает Bloomberg. Изначально в плане Джонсона не говорилось, в какую третью страну власти будут отправлять мигрантов. По информации The Telegraph, переговоры велись с шестью странами — Руандой, Ганой, Марокко, Намибией, Нигером и Нигерией; была также идея отправлять мигрантов на остров Вознесения (британская заморская территория на юге Атлантического океана).

Похожая схема с 2013 по 2018 год действовала в Израиле, который столкнулся с наплывом беженцев из Судана и Эритреи. Там нелегалам давали выбор: вернуться домой, получить выплату в размере $3,5 тыс. и билет на самолет до Восточной Африки (Руанды или Уганды) или тюремное заключение в Израиле. По данным Оксфордской миграционной обсерватории, к 2017 году около 4 тыс. суданцев и эритрейцев были высланы по этой схеме.

В ноябре 2023 года британский Верховный суд постановил, что план депортации в Руанду незаконен. Он сослался на принцип невысылки, закрепленный в конвенциях ООН и Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), и заявил, что «просители убежища столкнутся с реальным риском жестокого обращения»: их могут принудительно отправить в страну происхождения.

Таким образом, первая попытка направлять беженцев в Руанду провалилась. Однако в декабре 2023 года правительство Сунака заключило с Руандой новое соглашение, которое должно было подтвердить, что эта страна — безопасный вариант размещения беженцев. Во многом этот договор, декларируемая цель которого — «препятствовать опасным и незаконным поездкам в Соединенное Королевство, которые подвергают риску жизни людей, а также разрушить бизнес-модель контрабандистов, эксплуатирующих уязвимых людей», — дублирует положения первоначального плана, однако содержит и ряд отличий: во-первых, он носит юридически обязывающий характер; во-вторых, исключает высылку беженцев из Руанды — даже в случае отказа в убежище им будет предоставлен там постоянный вид на жительство.

В марте 2024 года британское надзорное ведомство сообщило, что этот механизм потребует гораздо больше вложений, чем ранее обозначенные £120 млн. По его подсчетам, Лондон будет должен заплатить руандийскому правительству £370 млн, по £20 тыс. за каждого переселенного человека, и еще £120 млн после переселения 300 человек. К февралю 2024 года британское МВД уже потратило на создание партнерства с Руандой £20 млн — к концу года эта цифра увеличится до £28 млн.

Новый Руандийский билль поступил в парламент. В палате общин его одобрили. Проблемы начались с рассмотрением в палате лордов — они внесли в него поправки и вернули в палату общин; там с поправками не согласились и передали свое несогласие лордам. Вплоть до 22 апреля билль курсировал между палатами «в режиме пинг-понга», как иронизировали британские СМИ, еще шесть раз.

19 апреля Сунак заявил, что «терпение у всех иссякло». «Мое определенно исчерпано. Поэтому наше намерение — покончить с этим в понедельник. Больше никаких уклонений, никаких отсрочек», — сказал премьер (цитата по Sky News). По его словам, лорды «будут сидеть и голосовать до тех пор, пока закон не будет одобрен». Так оно и произошло: 22 апреля палата лордов документ приняла.

Как новый закон повлияет на позиции консерваторов

Bloomberg обращает внимание, что после того, как в 2020 году Британия окончательно вышла из Евросоюза, контроль над ее границами и ограничение миграции стали приоритетом для Лондона. «Вместо этого показатель миграции достиг рекордных 745 тыс. человек в 2022 году, — отмечает агентство. — <...> Кризис вокруг предоставления убежища усиливает беспокойство общественности по поводу миграции, хотя просители убежища — это лишь небольшая часть от приехавших».

Согласно данным опроса YouGov, опубликованным в августе 2023 года, 80% британцев «совершенно не уверены» в том, что правительству Сунака удастся справиться с потоком беженцев на малых лодках; 73% заявили, что их отправка в Руанду маловероятна. Другой замер организации от 22 апреля показал: 84% британцев считают, что правительство плохо регулирует иммиграцию, одобряют его действия только 8%.

Сунак надеется, что Руандийский билль позволит укрепить позиции Консервативной партии перед всеобщими выборами, отмечает Reuters. Их дата еще не назначена — премьер обещал, что они точно пройдут во второй половине 2024 года; крайний срок — январь 2025-го. Предварять их будут запланированные на 2 мая местные выборы. Сейчас опросы фиксируют сильное отставание консерваторов от лейбористов: по данным Politico, за последних готовы проголосовать 44%, в то время как за тори — 23%.

«Консерваторов в этой ситуации ничего не спасет. Вопрос в том, какое у лейбористов будет большинство в парламенте — 100 или 200 депутатов, — сказала РБК глава Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева. — Консерваторы правят уже 14 лет и сейчас вызывают у избирателей негатив. От лейбористов британцы, правда, тоже не в восторге — они считают, что на данный момент лейбористы просто меньшее из зол».

С момента, как началось обсуждение Руандийского билля, сменилось два премьер-министра — ушли Борис Джонсон и Лиз Трасс, обращает внимание эксперт по британской политике, автор телеграм-канала Westminster Василий Егоров; британцы от этой темы устали, полагает он. «В лучшем случае отправлять самолеты начнут в июне. А если учитывать, что по этому биллю начнут подавать иски в суд, вероятно, рейсы могут отложить», — сказал РБК эксперт. По его оценке, этот закон — попытка сыграть на взглядах правых избирателей, но принят он слишком поздно и поэтому каких-либо преимуществ партии Сунака не даст.

Pro
Уйти из найма в консалтинг. Как продвигать свою экспертизу: 3 направления
Pro
B2b-клиенты мучаются с заказами. Что они хотят делать онлайн
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Где работать продакту, чтобы получать ₽300 тыс.: корпорация или стартап
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Реальны ли $40 за баррель: что ждет цены на нефть после прихода Трампа
Pro
Сможет ли Sequoia Capital выжить на новом венчурном рынке — The Economist