Политика, 23 мая 2002, 16:15

Премьера «Хованщины» в Большом театре

В Большом театре 7 июня состоится премьера оперы Мусоргского «Хованщина». Дирижер-постановщик - Александр Ведерников, режиссер - Юрий Александров, художник - Вячеслав Окунев. Спектакль создается в редакции Н.Римского-Корсакова в оригинальном варианте (как правило, «Хованщина» ставится во всем мире в редакции Шостаковича). «Хованщина» будет фактически первой оперной премьерой Ведерникова в бытность его главным дирижером и музыкальным руководителем Большого с июня прошлого года. В нынешнем сезоне он был дирижером-постановщиком "Адриенны Лекуврер" Чилеа, однако это был арендный спектакль.
Читать в полной версии

Идею создания оперы на исторический сюжет Мусоргскому подал Стасов. "Мне казалось, что борьба старой и новой Руси, схождение со сцены первой и нарождение второй - богатая почва для драмы и оперы", - писал Стасов. Мусоргский сам создал либретто «Хованщины». Оно не имеет литературных первоисточников. Сюжет основан на исторических исследованиях и документах XVII века. Однако реальная хронология исторических событий не сохранена - из трех стрелецких бунтов для либретто взяты самые яркие и значимые эпизоды.

Наиболее интенсивно Мусоргский работал над оперой в период 1875-1876 годов и полтора года до своей смерти. Полный клавир он успел закончить, не хватало лишь, по словам композитора, "маленького куска в заключительной сцене самосожжения". Последнее действие по наброскам Мусоргского, редакцию и инструментовку оперы сделал Римский-Корсаков. В 1883 году он предложил оперу дирекции императорских театров, однако предложение было отклонено.

Первое представление прошло в 1886 году на частной сцене в Петербурге. Оперу поставил музыкально-драматический кружок в зале Кононова на Мойке. Критика скептически отнеслась к спектаклю. Мусоргского упрекали в том, что в «Хованщине» слишком много массовых сцен, хоров, слабо прописаны характеры, недостаточна нагрузка на отдельные личности. Однако очевидно, что для композитора оказывается важнее не частная интрига на уровне конкретных персонажей, а общий ход истории - история как герой трагедии. Опера получила достойную оценку значительно позднее.

В 1913 году для парижской постановки М.Равель и И.Стравинский создали новую редакцию оперы, которую сын Римского-Корсакова назвал "актом вандализма". В 1931 году был опубликован клавир, восстановленный по автографам Мусоргского музыковедом и текстологом Павлом Ламмом. На основе клавира в 1959 году Шостакович создает партитуру в связи с экранизацией «Хованщины» на "Мосфильме". В 1960 году в постановке Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова впервые была использована редакция Шостаковича.

В нынешней постановке главные партии репетируют: Иван Хованский - Александр Науменко, Владимир Маторин, Валерий Гильманов; Досифей - Вячеслав Почапский, Владимир Маторин, Леонид Зимненко, Тарас Штонда; Марфа - Татьяна Ерастова, Нина Терентьева, Светлана Шилова; Голицын - Лев Кузнецов, Зураб Соткилава, Михаил Губский, Роман Муравицкий; Андрей Хованский - Михаил Урусов, Павел Кудрявченко; Шакловитый - Юрий Нечаев, Владимир Редькин, Владимир Букин.

Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
От стажера до руководителя: что нужно понимать на старте карьеры в IT
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору