Политика, 23 мая 2014, 01:00

Время скептиков: Европарламент может стать радикальнее

В странах Европы начались выборы в Европарламент, которые завершатся в воскресенье вечером. Согласно социологическим опросам, успешнее всего выступят правые партии и левые радикалы, большинство из которых считают идею единой Европы сомнительной. В целом евроскептики могут занять до трети мест в Европарламенте, что будет означать серьезное недовольство европейцев политикой Брюсселя по выводу ЕС из экономического кризиса.
Читать в полной версии
Фото: Global Look Press

Предыдущие выборы в Европарламент прошли в 2009г., еще до пика долгового кризиса в Европе. С тех пор Греция, Ирландия, Португалии, Испания и Кипр обратились за внешней финансовой помощью на общую сумму почти в 450 млрд евро, а экономики большинства стран пережили рецессию. И хотя вовремя начатые экономические реформы позволили избежать национальных дефолтов и распада еврозоны, вера многих избирателей в эффективность ЕС была подорвана. Безработица в 28 странах Евросоюза сейчас составляет 10,5%, а ВВП по итогам 2014г. вырастет лишь на 1,6%, прогнозирует Еврокомиссия.

Игра на "правом фланге"

Усиление дезинтеграционных настроений - во многом реакция на экономические неурядицы. Евроскептики ведут речь уже не только о возможности выхода из ЕС отдельных стран (Великобритании), но и о внутринациональном размежевании. В сентябре референдум о независимости проведет Шотландия (пока выход из состава Великобритании поддерживает треть респондентов), а в ноябре аналогичный шаг грозится сделать испанская Каталония. В обоих случаях организаторы референдумов настаивают, что население этих экономически сильных регионов станет жить лучше в составе независимого государства.

Политические партии успешно использовали настрой избирателей: игроков на "правом фланге" заметно прибавилось. Триумфаторами выборов станут партии, не входящие в общеевропейские коалиции (всего их семь). По данным опроса PollWatch2014 от 20 мая, опубликованным в The Wall Street Journal, число "независимых законодателей" вырастет с текущих 33 до 95 депутатов, что составит 13% парламента. Подавляющее большинство этой фракции - националисты. Если прибавить к ним "Объединенных левых" и две правоконсервативные группы ("Консерваторов и реформистов" и "Европу за свободу и демократию"), число депутатов-евроскептиков может увеличиться со 156 до 230, а это уже 31% Европарламента. Исследование TNS Opinion от 19 мая показывает схожие цифры: 30% евроскептиков (включая 14% националистов).

Первых серьезных успехов евроскептики добились в феврале 2013г., когда на парламентских выборах в Италии победило популистское "Движение пяти звезд" (26% голосов). На сентябрьских выборах 2013г. в ФРГ евроскептики из "Альтернативы для Германии" набрали 4,7%, едва не пройдя в парламент. Рост "антисоюзных" и националистических настроений подтвердился этой весной на муниципальных выборах во Франции и парламентских в Венгрии.

Интеграция встала

Приход евроскептиков в парламент чреват подрывом стабильности законодательного органа ЕС. Правые и левые радикалы могут образовать блокирующее меньшинство и тормозить интеграционные процессы. "Если критиков ЕС среди населения более 20% - это показатель, что Брюссель что-то делает не так", - уверен корреспондент итальянской La Repubblica Андреа Бонанни.

Трибуна Европарламента станет площадкой для выражения недовольства национальными партиями, согласен аналитик Eurasia Group Муджтаба Рахман. "Небольшие евроскептические партии воспользуются Европарламентом для создания шума, привлечения внимания, для давления на правительства своих стран, - считает эксперт. - В любом случае ни у кого сейчас нет аппетита для дальнейшей евроинтеграции".

Рост радикализма и снижение числа депутатов-центристов - серьезная проблема и с учетом новых полномочий Европарламента. Раньше президент Еврокомиссии - фактически руководитель ЕС - избирался Европейским советом из своих рядов и проходил формальное утверждение Европарламентом. Теперь же преемником Жозе-Мануэла Баррозу станет либо глава крупнейшей фракции нового Европарламента, либо третье лицо по представлению совета. В любом случае утверждение нового президента потребует большинства голосов в Европарламенте, что с учетом большого числа евроскептиков может стать сложным и затяжным процессом.

Время Ле Пен

Усиление радикальных партий коснулось в первую очередь ведущих держав Европы. Во Франции наибольшую поддержку избирателей может получить праворадикальный Национальный фронт под руководством Марин Ле Пен. По данным PollWatch2014, фронт может претендовать на 23 места из 74 по квоте Франции. Умеренно правый Союз за народное движение, возглавляемый бывшим президентом Николя Саркози, претендует на 20 мест, а правящая Социалистическая партия нынешнего президента Франсуа Олланда — лишь на 14 мест.

В Великобритании, согласно опросам YouGov и Survation, лидируют Лейбористская партия, Консервативная партия и правая Партия независимости (UKIP), имея по 20-30% голосов каждая. Однако если сделать выборку только по тем респондентам, что определенно пойдут на участки, националисты из UKIP уверенно выходят вперед. В Венгрии консерваторы из правящей "Фидес" могут претендовать на 60-65% голосов, а праворадикальный "Йоббик" - на 20%. Ряды евроскептиков в Европарламенте также могут серьезно пополниться депутатами из Италии, Голландии, Чехии, Австрии и Латвии.

"Еще недавно мы участвовали в правительстве и имели власть. Сейчас мы в оппозиции и власти не имеем. Но такого сильного влияния у нас до сих пор никогда не было", - заявил глава голландской Партии свободы Герт Вилдерс. Представители евроскептиков пройдут в парламент ЕС и по большинству других держав, однако удельный вес в национальном голосовании их будет значительно меньше.

Первые общенациональные выборы в странах ЕС в Европарламент прошли в 1979г. Единой системы голосования для всех стран нет, но существуют базовые правила: пропорциональная система, проходной барьер не должен превышать 5%. Во всех странах европейцы голосуют за свои национальные партии, которые получают определенное количество мест в соответствии с квотой этой державы (например, Германия - 96, Великобритания - 73). Затем эти места складываются в единый результат по семи общеевропейским движениям, в которые входят эти партии. В настоящее время в Европарламенте 751 место.

Георгий Макаренко, Владимир Павлов

Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах
Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
Почему предпринимателям в России так сложно дается цифровизация бизнеса
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
В каждой компании есть особенно ценные сотрудники. Как их не потерять
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway