Эксперты Amnesty назвали суровыми ограничения свобод в России
Мир: удручающая картина
«Картина, которую мы наблюдаем, удручающая во всем мире. Права человека оказались под угрозой везде, причем под угрозой оказались не только права человека, но институты, которые призваны их защищать», — рассказал на пресс-конференции в Москве Денис Кривошеев, заместитель регионального директора Amnesty International по Европе и Центральной Азии, представляя доклад организации о положении дел с правами человека в мире за 2015 год.
Одной из самой опасных тенденций стал рост числа жертв военных конфликтов и беженцев. Способность стран во всем мире реагировать на кризисы и массовое принудительное перемещение людей, для которой прошедший год стал суровым испытанием, оказалась удручающе недостаточной. Сегодня по всему миру больше перемещенных и ищущих убежища людей, чем когда-либо со времен Второй мировой войны, говорится в докладе Amnesty International (AI). Итогом года стало то, что более 60 млн человек оказались беженцами, привел данные Кривошеев.
Говоря в целом о проблемах с соблюдением прав человека в мире, Кривошеев отметил, что в 34 странах совершались атаки вооруженными группами против гражданских лиц, две трети нарушали право человека на свободу выражения мнений, в 57 странах мира есть заключенные, признанные AI узниками совести, 156 правозащитников в 2015 году были убиты или умерли в заключении.
Россия: усиление ограничений
«В России в 2015 году свобода выражения мнений и мирных собраний по-прежнему сурово ограничивалась, власти имели преобладающее влияние на печатные и вещательные СМИ, НКО столкнулись с дальнейшими притеснениями вследствие применения закона об иностранных агентах и введенного в действие нового закона о запрете нежелательных организаций, говорится в докладе. «Из года в год приходится отмечать, что все идет по линии, скользящей вниз», — заметил на пресс-конференции директор представительства AI в России Сергей Никитин.
По данным организации, власти расширяли контроль над интернетом. Это, по мнению составителей доклада, следует из данных, что Роскомнадзор заблокировал тысячи страниц и сайтов. «Чаще всего целями ограничения свободы выражения мнений выбирались политическая сатира, религиозные тексты, материалы, которыми обменивались ЛГБТ-активисты, а также информация о публичных протестах», — говорится в докладе.
В качестве примера директор представительства AI в России Сергей Никитин привел историю с блокировкой сообщества «Дети 404» и штрафом его создательнице Екатерине Климовой в 50 тыс. руб. за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».
Указывая на ограничение свободы собраний, AI приводит данные о запрете впервые с 2005 года «Монстрации» — юмористической ежегодной уличной акции в Новосибирске и об аресте ее организатора Артема Лоскутова на десять суток.
Не соблюдаются в России и права иностранных граждан. AI указывает на сообщения о принудительном возвращении людей в Узбекистан и другие страны Центральной Азии, где они могли быть подвергнуты пыткам и другим нарушениям.
Российские власти, как правило, не согласны с выводами Amnesty International. Ситуация в странах экспертами оценивается не без политической подоплеки, а итоговый документ все равно имеет политическую цель, уверен председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. В списке нежелательных всего четыре организации, а в Минюсте зарегистрированы 230 тыс. НКО, указывает он. «Мы живем в непростое время, в разгаре информационная война, различные НКО являются действенным инструментом», — объясняет Нилов необходимость введения законодательства о нежелательных организациях.
Украина: советские методы
На Украине ситуация с соблюдением прав человека в 2015 году также была непростой, фиксируется в докладе. Правозащитники отметили, что почти не продвинулось расследование убийств во время Евромайдана. За это киевскую администрацию критиковали в прошлом году и эксперты Совета Европы.
Amnesty указывает на продолжавшиеся военные преступления в зоне конфликта на юго-востоке Украины. «Обе стороны совершали военные преступления, включая пытки и жестокое обращение с пленными. Согласно подтвержденным сообщениям, бойцы-сепаратисты умышленно убивали пленных», — указано в докладе.
Авторы также обращают внимание на то, что на контролируемой правительством территории страны сталкивались с притеснениями отдельные лица и СМИ, в позиции которых усматривались пророссийские взгляды или сочувствие сепаратистам. Журналист Олесь Бузина был убит, а журналист из города Ивано-Франковска Руслан Коцаба был задержан в феврале прошлого года, после того как выложил на YouTube видеозапись, где требовал немедленно прекратить боевые действия в Донбассе и призывал украинских мужчин к отказу от мобилизации. «Коцаба стал первым за пять лет человеком на Украине, которого мы назвали узником совести», — рассказал Кривошеев.
По его словам, вызывает беспокойство и пакет законов о декоммунизации. «Украина пытается закончить с советским прошлым, действуя советским методом. Была запрещена Компартия Украины», — сетует Кривошеев.
Положительно специалисты AI оценили принятие закона о создании Государственного бюро расследований, которое может стать эффективным механизмом против преступлений правоохранителей. Так же положительно воспринято принятие Украиной юрисдикции Международного уголовного суда, однако ратифицирован статут будет только по окончании боевых действий на юго-востоке.
Общими для России и Украины стали нарушения прав ЛГБТ.
Вокруг России
В странах СНГ ситуация остается сложной, признает Кривошеев. Непростая обстановка в Азербайджане, где под стражей остаются 18 политических заключенных. В Киргизии и Казахстане предпринимались попытки принять законы о некоммерческих организациях, аналогичные российскому. В Киргизии закон об НКО — иностранных агентах был разработан, но пока не принят, также была предпринята попытка ввести уголовное наказание за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений. В Казахстане пока не вступил в силу закон, по которому будет создан центральный «оператор» по распределению финансирования для НКО, в том числе от зарубежных доноров.
В Турции, по характеристике Кривошеева, на востоке страны, по сути, идет военная операция, хотя власти называют ее полицейской. Она происходит в условиях круглосуточного комендантского часа, когда люди неделями не могут покинуть дома. Комендантский час был введен в декабре прошлого года в районах страны, населенных курдами. По данным Генерального штаба Турции, с середины декабря в районах антитеррористической операции были уничтожены более 750 курдских боевиков, однако курдские активисты настаивают, что большинство погибших это случайные жертвы из числа мирных жителей, пишет «Коммерсантъ».
Недовольны правозащитники и развитием ситуации в Западной Европе. Так, во Франции после ноябрьских терактов было объявлено чрезвычайное положение, действующее до сих пор. Введен ряд мер, в том числе проведение обысков в жилых домах без соответствующего ордера, принудительное пребывание по месту жительства и разрешение разгонять собрания или группы, подпадающие под широкое определение «участие в действиях, нарушающих общественный порядок». Всего за несколько недель французские власти провели 2,7 тыс. обысков без ордера, в результате которых возбудили всего лишь два расследования по обвинениям, связанным с терроризмом (еще 488 дел возбудили по обвинениям, не связанным с терроризмом). В своих действиях Франция не была одинока, указано в докладе: новые законы по борьбе с терроризмом после ноябрьских атак были предложены к рассмотрению в Бельгии, Люксембурге, Нидерландах и Словакии.