Как прошел второй месяц военной операции на Украине
Какие события произошли за второй месяц спецоперации
13 апреля правительство Финляндии опубликовало отчет об изменившейся ситуации в сфере безопасности. В нем содержались тезисы в пользу вступления страны в НАТО. Премьер-министры Финляндии и Швеции на совместной пресс-конференции в Стокгольме заявили о необходимости реагировать на изменение баланса сил в регионе. В ответ заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев пообещал забыть «о безъядерном статусе Балтики».
14 апреля после пожара затонул флагман Черноморского флота — ракетный крейсер «Москва». Из состава экипажа погиб один человек, еще 27 пропали без вести, сообщило Минобороны России.
21 апреля министр обороны России Сергей Шойгу доложил президенту России Владимиру Путину, что российские военные вместе с силами Народной милиции ДНР взяли Мариуполь, бои за который шли практически с первых дней спецоперации. «Остатки формирований националистов укрылись в промышленной зоне завода «Азовсталь», — добавил министр. Этот очаг сопротивления по указанию Путина блокирован.
На фоне происходящего на Украине страны НАТО несколько раз заявляли о намерениях продолжить поставлять оружие на Украину в связи с российским наступлением в Донбассе.
С начала российской военной операции Украину покинули более 5 млн человек, следует из данных управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон допустил, что боевые действия на Украине могут продлиться до конца 2023 года и Россия может выйти из ситуации победителем.
Второй этап спецоперации
В апреле Россия объявила о начале второго этапа операции. Как заявил 19 апреля российский министр иностранных дел Сергей Лавров, это «будет очень важный момент» всей военной операции, но не раскрыл подробности. Спустя три дня заместитель командующего войсками Центрального военного округа Рустам Миннекаев сказал, что в ходе второго этапа спецоперации Российская армия планирует установить контроль над Донбассом и южной Украиной, а также обеспечить сухопутный коридор в Крым. Он также добавил, что контроль над югом Украины даст российским вооруженным силам еще один выход в Приднестровье, «где отмечаются факты притеснения русскоязычного населения».
В Приднестровском регионе Молдавии базируется оперативная группа российских войск. Военная база России в Приднестровье является полностью автономной и независимой, цитировала «Газета.Ru» бывшего сотрудника штаба 14-й армии подполковника Николая Лизунова. В составе базы служат порядка 1700 человек, большей частью это уроженцы республики, имеющие российское гражданство, сообщало издание.
Создание коридора в Приднестровье означает, что Россия должна взять третий по количеству населения город Украины — Одессу и один из крупнейших экономических центров страны — Николаев, отметил в разговоре с РБК эксперт в области европейской безопасности Игорь Николайчук. Он напомнил, что в Одессе находится главная военно-морская база Военно-морских сил Украины. В Николаеве несколько судостроительных заводов, авиаремонтный завод, а также предприятия электротехнической и электронной промышленности. Одним из крупнейших заводов города является Николаевский глиноземный завод, который производит глинозем — сырье для производства алюминия. Николаев является крупным транспортным хабом Украины. В городе расположено четыре порта. Главные экспортируемые товары — продукция сельского хозяйства, масло, глина, уголь, сера, металлолом, пиломатериалы, военная техника.
По словам Николайчука, за то время, пока идут переговоры с Киевом, Николаев и Одесса превращаются в мощные центры сопротивления: там строятся баррикады, готовятся огневые точки в домах и т.п. «То есть может повториться сценарий Мариуполя», — считает эксперт.
Какие области входят в южную Украину
Помимо Одесской и Николаевской областей в южную Украину также входят Херсонская, Запорожская и Днепропетровская области. «Их взятие решает основные задачи Российской армии на Украине: это выход ДНР и ЛНР на границы административных областей и обеспечение Крыма сухопутным коридором, а значит, продовольствием и всем остальным», — пояснил Игорь Николайчук.
О взятии под полный контроль Херсонской области российские военные доложили 15 марта. Херсонская область имеет административные границы с Крымом. По данным государственной службы статистики Украины на 2020 год, население области до начала спецоперации превышало 1 млн человек. Из них около 300 тыс. проживали в промышленном и культурном центре области Херсоне. Это крупный железнодорожный узел, морской и речной порт, международный аэропорт; в городе несколько судостроительных и судоремонтных предприятий. Херсонский судостроительный завод является одним из крупнейших предприятий такого рода.
Запорожская область частично под контролем российских войск с середины марта: сообщалось, что они установили контроль над Мелитополем, Бердянском, Васильевкой, Энергодаром и Запорожской АЭС. Контролируются ли какие-то территории в Днепропетровской области российскими военными, Минобороны не сообщало.
Как проходят российско-украинские переговоры
За два месяца с начала конфликта на Украине прошли четыре раунда очных переговоров и десятки сеансов видеосвязи, однако по ключевым, политическим вопросам стороны так и не смогли сблизить свои позиции. Первые переговоры прошли еще 28 февраля на белорусско-украинской границе. Следующий раз делегации встретились через неделю, 3 марта, в Беловежской пуще, на границе Белоруссии и Польши. Еще одни очные переговоры прошли 7 марта в Брестской области.
Последний раз представители сторон встречались лично 29 марта в Стамбуле. Тогда Москва, как говорил глава российской делегации Владимир Мединский, впервые получила письменные предложения от Украины по мирному договору. Киев был готов отказаться от вступления в НАТО, возвращения Крыма и Донбасса военным путем (но не признавал их независимый от Украины статус, а предлагал решить вопрос окончательно в следующие 15 лет), а также соглашался на безъядерный статус. Вместе с тем Украина требовала обеспечить ей гарантии безопасности. Гарантами могли бы стать Великобритания, Китай, США, Турция, Франция, Канада, Италия, Польша и Израиль, говорила украинская сторона.
По итогам переговоров в Стамбуле Россия объявила о сокращении военной активности на киевском и черниговском направлениях «в связи с тем, что переговоры с Украиной переходят в практическую плоскость», пояснял заместитель министра обороны России и член переговорной группы Александр Фомин.
21 апреля официальный представитель МИДа Мария Захарова заявила, что Москва потеряла доверие к украинским переговорщикам из-за, по ее словам, постоянно меняющейся позиции Киева. Она также добавила, что 15 апреля российская сторона передала Украине встречные предложения по урегулированию конфликта. Москва стала настаивать на участии Белоруссии в подписании документов по гарантиям безопасности Украины, рассказал ТАСС директор второго департамента СНГ МИД России Алексей Полищук. По его словам, также гарантами безопасности Украины могли бы стать постоянные члены Совета Безопасности ООН. Он также отметил, что «на ведущихся сейчас переговорах позиция украинской делегации тоже виляет из стороны в сторону».
На следующий день, 22 апреля, глава дипломатического ведомства Евросоюза Жозеп Боррель заявил, что Владимир Путин отказался вести переговоры по Украине. «Работать за столом переговоров? Конечно! Завтра, сейчас! Проблема в том, что Путин говорит: нет», — сказал Боррель. Он также рассказал, как прошел недавний визит в Москву австрийского канцлера Карла Нехаммера: «Канцлер Австрии вернулся и сказал, что Путин не хочет говорить о переговорах, что он готовит большое наступление в Донбассе». Вечером в тот же день Сергей Лавров заявил, что переговоры с Украиной продвигаются «медленно-медленно» и демонстрируют несостоятельность и недоговороспособность Киева. По словам Лаврова, возникает ощущение, что Украина в них не заинтересована и «смирилась со своей судьбой».
Несмотря на то что по политической части переговоров продвижения нет, сторонам удалось согласовать не менее шести обменов пленными.
До переговоров по политической сфере сейчас определенно далеко, считает политолог, главный редактор журнал «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Те цели, которые 22 апреля озвучило Минобороны, не достигаются путем переговоров, говорит эксперт. «Военная победа и фактическая капитуляция противника — вот так можно добиться, зафиксировать те цели, которые были обнародованы, — говорит Лукьянов. — Поскольку на данный момент нет никаких признаков, что кто-то на это может согласиться — ни Украина, ни Запад. Сейчас, мне кажется, дипломатическое направление не работает».
По его мнению, переговоры могут возобновиться, только когда закончится военная фаза — когда станет понятно, что военным путем изменить статус-кво не получится. При этом Лукьянов не склонен считать два месяца переговоров России и Украины фикцией. «Я думаю, что ряд вопросов, которые там обсуждались, — они все равно будут актуальны, в том числе нейтральный и безъядерный статус. Что не могло обсуждаться дипломатически — это изменение границ. А что касается всех остальных пунктов, переговоры были не бессмысленные, но они носили на данном этапе экспертный характер. У МИДа есть любимое словосочетание: «проработка модальностей» на тот случай, когда они потребуются», — резюмирует Лукьянов.