Политика, 24 мая 2013, 11:18

Выборы в Иране: интрига с каждым днем обостряется

Президентские выборы в последнее время стали предсказуемыми, и не только в России. В Соединенных Штатах в 2012г. ожидаемо победил Барак Обама, а в Венесуэле этой весной – Николас Мадуро. Если сомнения в их триумфе на каких-то этапах и возникали, то небольшие. Глава КНР вообще избирается на безальтернативной основе.
Читать в полной версии
Фото: Global Look Press

Выборы в Иране на этом фоне – неожиданное исключение. Голосование пройдет уже 14 июня, но ни одного их кандидатов пока нельзя назвать лидером.

Нелегкий выбор

Такая ситуация сложилась отчасти и потому, что конкретные кандидатуры, за исключением ряда случаев, не столь важны – скорее следует говорить о борьбе различных политических течений. В Иране это традиционно консерваторы и реформисты-либералы. В рамках двух этих основных групп существуют различные течения в зависимости от степени радикальности взглядов, близости к духовному лидеру, особенностей карьеры (в духовенстве, армии, Корпусе стражей исламской революции). На нынешних выборах к двум главным соперникам добавилась третья партия – сторонники уходящего президента Махмуда Ахмадинежада, который рассорился и с консерваторами, и с либералами.

Иран - ключевая страна региона. Он претендует на лидерство на Ближнем и Среднем Востоке, а по большому счету – во всем исламском мире. Между тем, хотя в Тегеране и стараются этого не показывать, страна переживает тяжелейший период за последние 30 лет (хуже было только сразу после революции 1979г. и в начале войны с соседним Ираком несколько лет спустя). Санкции грозят уничтожить экономику и разрушить развитую систему социальной поддержки. Отношения с США и Израилем крайне напряжены, разговоры о возможном вторжении не утихают уже больше года.

Кроме того, впервые за долгое время иранская лодка серьезно зашаталась именно после предыдущих президентских выборов в 2009г. Духовный лидер Али Хаменеи тогда сделал ставку на действующего президента М.Ахмадинежада, не допустив к власти либералов. Ответом стали обвинения в фальсификации выборов со стороны столичной молодежи, масштабные акции протеста и столкновения с полицией. Только по официальным данным их жертвами стали 27 человек (по неофициальным – до 150). Кто-то даже поспешил назвать те волнения "революцией", однако тогда правительству удалось справиться с улицей. Новые выборы могут вызвать и новую волну протеста.

Первый после рахбара

Президент и глава государства в Иране – это разные вещи. Особенностью политического устройства страны является то, что президент фактически является лишь главой исполнительной власти. Он проводит и в значительной степени определяет внутреннюю и внешнюю политику, но при этом обязан согласовывать ее с духовным лидером (рахбаром) – аятоллой Али Хаменеи. У рахбара есть многочисленные возможности для контроля за политической и общественной жизнью - как формальные (назначение членов ряда государственных институтов), так и моральные – духовный лидер обладает огромным авторитетом.

Эти замечания в полной мере касаются работы избирательной системы. Духовный лидер прямо или косвенно назначает представителей Наблюдательного совета, который определяет финальный список кандидатов в президенты. Открыто же выраженная поддержка рахбаром одного из кандидатов может прибавить тому 20-30%, говорит директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Саттаров. "Впрочем, он вряд ли будет делать это. В ином случае у западных государств будет повод заявить, что выборы были нечестными… Но в иранском обществе есть много путей, чтобы дать понять, на чьей стороне находятся симпатии духовного лидера", - добавляет он.

Именно подконтрольный рахбару Наблюдательный совет 21 мая поставил ситуацию вокруг выборов в Иране с ног на голову, исключив из списков участников двух сильнейших кандидатов – ставленника уходящего президента Эсфандияра Рахима Машаи и пользовавшегося серьезной поддержкой среди либералов Али Акбара Хашеми-Рафсанджани. В результате единственными серьезными кандидатами в списке из восьми человек (из 686 заявивших о желании участвовать в выборах) остались консерваторы, близко связанные с рахбаром.

Цезарю – цезарево?

Исключение кандидата М.Ахмадинежада стало вполне закономерным. Противоречия между "алтарем" и "престолом" возникли вскоре после переизбрания президента в 2009г. Харизматичный М.Ахмадинежад завоевал популярность среди бедных слоев населения и в провинции с помощью экономических реформ, направленных на повышение уровня жизни. Помогли также и популистские выступления против западных стран. Выросший авторитет позволил президенту "подмять" под себя ряд функций, которые традиционно не относились к его компетенции.

Однако действия президента вызвали недовольство у многих его соперников в политическом истеблишменте Ирана. Речь не только об усилении президента. Экономические реформы были направлены на поддержку бедных, но урезали субсидии для остальных жителей страны, а затем обрушились под гнетом санкций. Оппоненты критикуют президента также и за то, что за нарастанием напряженности в отношениях с Западом далеко не всегда стояли истинные интересы Ирана. "С каких пор Холокост стал главной темой нашей внешней политики? Иран никогда не был против иудаизма", - заявил ранее в интервью одному иранскому новостному агентству Tasnim мэр Тегерана Мохаммад-Багер Галибаф, кандидат, прошедший фильтр Наблюдательного совета.

Однако в нынешних выборах М.Ахмадинежад не участвует. По конституции Ирана, президент может занимать свой пост не более двух сроков. Как и в России, текст основного закона не уточняет, идет ли речь об абсолютном ограничении или же о двух сроках подряд.

Оставаться у власти, впрочем, можно и не занимая президентского кресла. "Не исключено, что Ахмадинежад хотел повторить "путь Путина", и через четыре года вернуться на третий срок", - говорит Владимир Сажин из Института востоковедения РАН, комментируя выдвижение М.Ахмадинежадом своего ставленника Э.Машаи. В любом случае, победа этого кандидата позволила бы уходящему президенту сохранить серьезные позиции в политической жизни страны.

Впрочем, М.Ахмадинежад сдаваться пока не намерен. Он уже заявил, что будет добиваться отмены решения об исключении своего кандидата из списков. Если же этого не произойдет, президент грозит не признать результаты выборов. Такое развитие событий может быть чревато серьезными последствиями для страны.

В кандидаты и обратно

До того как Наблюдательный совет огласил свое решение, эксперты в основном сходились во мнении, что главным претендентом на победу являлся Хашеми-Рафсанджани, президент Ирана в 1989-1997гг. Он был компромиссной фигурой – представитель духовенства, не чуждый либеральных веяний. В свою бытность президентом во внутренней политике он развивал рыночную экономику, во внешней – налаживал отношению с Западом. Во время волнений в 2009г. поддерживал требования протестующих, обеспечив себе поддержку среди либералов и непосредственных участников протестов. В результате Рафсанджани казался наиболее "проходным" кандидатом и по поддержке среди избирателей, и для решения актуальных для Ирана политических задач.

Более того, отмечает В.Сажин, выдвигались предположения, что за выдвижением Рафсанджани стоял сам рахбар, а это практически гарантия победы. С начала года он неоднократно отказывался от участия в избирательной кампании, и принял решение бороться за президентский пост буквально за несколько часов до окончания регистрации кандидатов. Ходили слухи, что он поменял мнение после поздней телефонной беседы с духовным лидером.

В результате исключение Рафсанджани из списка кандидатов стало шоком и для самих иранцев, и для наблюдателей за границей. Формальной причиной отказа стало физическое состояние (Рафсанджани 78 лет), однако предлог кажется надуманным, отмечает Елена Дунаева из Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН: до этого момента преклонный возраст не мешал ему занимать другие государственные должности. Сам Рафсанджани заявил, что не намерен оспаривать решение Наблюдательного совета. Однако с просьбой позволить ему участвовать в президентской гонке уже обратилась к Хаменеи дочь первого духовного лидера Ирана Захра, пользующаяся большим уважением в стране. Какое решение примет нынешний рахбар, можно только гадать. В короткой истории избирательной кампании Рафсанджани было уже немало сюрпризов.

Продолжение следует.

Владимир Костырев, РБК

Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Оплата тестовых заданий и проверка EQ: как нанимать лучших в 2025 году
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway