Политика, 24 сен 2012, 06:43

ВЦИОМ: Оппозиционных лидеров узнают чаще, а доверяют им реже

Итоги опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 15-16 сентября, свидетельствуют о росте популярности лидеров системной и внесистемной оппозиции. Однако эта слава имеет и обратную сторону: в первую очередь речь идет о повышении негативной узнаваемости оппозиционеров, пишет сегодня "Коммерсантъ".
Читать в полной версии
Фото: РБК

Телевидение подает информацию о гражданских активистах и политиках в негативном ключе, и россияне ассоциируют митинги и другие протестные акции с потерей стабильности, отмечают эксперты.

Самую широкую известность среди оппозиционных лидеров приобрел бывший депутат Госдумы от фракции "Справедливая Россия" Геннадий Гудков. Если в феврале об "эсере" слышал только 21% респондентов, то теперь - 60%. При этом 19% граждан хорошо осведомлены о личности Г.Гудкова, а 41% респондентов слышал о бывшем парламентарии.

Об остальных участниках белоленточного протеста не слышала и половина россиян. Приблизиться к 50-процентному порогу узнаваемости удалось только блогеру и юристу Алексею Навальному: полгода назад о нем слышали 29% респондентов, а теперь - 48%. Хорошо осведомлены о блогере 16% граждан.

Координатор "Левого фронта" и соорганизатор "Маршей миллионов" Сергей Удальцов расположился на третьей строчке неофициального рейтинга оппозиционных лидеров: он известен 40% опрошенных. Об "эсере" Илье Пономареве наслышаны 23% респондентов, и лишь каждый пятый знает о лидере движения "В защиту Химкинского леса" и кандидате в мэры Химок Евгении Чириковой (20%).

Комментируя результаты опроса, гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров обращает внимание, что политический стаж оппозиционеров не играет определяющей роли. Раньше Г.Гудков и И.Пономарев пользовались локальной известностью в Московской и Новосибирской областях. Узнаваемость "эсеров" выросла на фоне митингов, которые начали активно освещать по телевидению. Социолог описал рецепт известности: "Ты активно участвуешь в крупном движении, которое не в Интернете существует, а в телевизоре".

Однако известность вовсе не гарантирует рост поддержки активиста. Пример Г.Гудкова в этом отношении показателен. Если в феврале 24% респондентов относились к "эсеру" скорее положительно, а отрицательно - 29% опрошенных, то теперь его антирейтинг вырос до 43%. При этом доля граждан поддерживающих экс-депутата, осталась прежней.

У других оппозиционеров также зафиксирован рост антирейтинга. Так, негативно к А.Навальному относятся 43% опрошенных, положительно - только 22%. Позитивно оценивают Е.Чирикову 28% респондентов, отрицательно - 39% россиян.

Первый вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин отмечает, что большинство россиян при оценке политиков опираются на образы, которые формирует телевидение, и в свете "разоблачительных фильмов" у лидеров протестного движения формируется негативная узнаваемость.

В целом протестное движение не вызывает у россиян энтузиазма, и многие граждане оценивают массовые акции протеста как хаос, признак лихолетья и потери стабильности, подытожили во ВЦИОМе.

Pro
Как Proof of History помогает блокчейн-сетям проверять транзакции
Pro
Контроль метрик в ресторане: от себестоимости до мотивации персонала
Pro
10% продавцов зарабатывают на WB 1 млн руб. в месяц. Что их отличает
Pro
Средства на счетах россиян впервые обогнали наличные. Что к этому привело
Pro
76% эйчаров столкнулись с травлей в российских компаниях. Чем она вызвана
Pro
Гудбай, мото: как внутренний раскол погубил Motorola
Pro
Суперстар. Почему люди старше 50 стали последней надеждой рынка труда
Pro
В России больше нет соцсети №1. Как это меняет стратегию продвижения