Катастрофа во Внуково, 24 окт 2014, 21:21

Суд лишил свободы всех проходящих по делу о катастрофе во Внуково

Басманный суд столицы арестовал всех четырех сотрудников аэропорта Внуково, которых следствие считает ответственными за крушение самолета президента нефтяной компании Total Кристофа де Маржери. Авиадиспетчер Александр Круглов и инженер аэродромной службы Владимир Леденев отправятся в СИЗО, диспетчер-стажер Светлана Кривсун и руководитель полетов Роман Дунаев – под домашний арест
Читать в полной версии
(Фото: РИА Новости)

В пятницу с утра в Басманном суде Москвы было столпотворение: журналисты, родственники и коллеги приехали на заседания, на которых решалась судьба четырех сотрудников аэропорта Внуково. Всех их следствие считает ответственными за крушение в ночь на 21 октября самолета Falcon, принадлежавшего президенту французской компании Total Кристофу де Маржери. Предприниматель и трое членов экипажа погибли при взрыве. Самолет, по версии следствия, задел при взлете снегоуборочную машину. Ее водитель, Владимир Мартыненков, был арестован накануне.

«Ребята не виноваты, они все – высококлассные специалисты», – уверял стоявший в толпе журналистов друг задержанного авиадиспетчера Александра Круглова и сотрудник Внуково Николай Евдокимов. Сам он не был в момент трагедии в аэропорту, но от товарищей знает, что в ту ночь был сильный туман и с вышки, где сидели диспетчеры, ничего видно не было. «Сотрудники полагались на технику, вероятно, она и подвела», – высказывали предположения сотрудники Внуково.

Не предотвратил катастрофу во второй раз

Первым под вспышки фотоаппаратов в зал заседания завели авиадиспетчера Круглова, который руководил взлетом разбившегося самолета. В маленьком зале мест хватило далеко не всем: с трудом на скамейку между журналистами усадили отца авиадиспетчера.

Следом в зал вышла судья Валентина Левашова. Она попросила огласить ходатайство об аресте Круглова, который, как считает следствие, дал указание взлетать самолету, не убедившись, что взлетная полоса свободна. 

«Оставшись на свободе, Круглов может скрыться, воспрепятствовать расследованию дела или вступить в сговор с другими лицами, чтобы избежать ответственности», – мотивировал ходатайство следователь. Его поддерживал прокурор.

Сам Круглов сильно нервничал и сбивался в ответах. На вопрос судьи, согласен ли он с арестом, мужчина ответил, что «да», но потом поправился и заявил: «Конечно, нет». «Я невиновен, я действовал согласно технологи», – оправдывался Круглов. Его адвокаты уверяли суд, что диспетчер действовал по инструкции и вообще является хорошим специалистом, работает во Внуково более восьми лет и в 2007 году предотвратил катастрофу самолета авиакомпании «Владивосток Авиа» – он  заметил дымящийся двигатель, когда борт уже вышел на точку взлета.

«Тогда он спас более 140 человек», – уверяли суд защитники. Государственная корпорация по организации воздушного движения, в свою очередь, предложила внести за Круглова залог в 4 млн руб. Позднее ходатайства о залоге компания заявила и во время избрания меры пресечения Дунаеву и Кривсун.

Судья удалилась в совещательную комнату почти на час, а затем санкционировала арест Круглова до 21 декабря. В этом время этажом ниже судья Артур Карпов избирал меру пресечения ведущему инженеру аэродромной службы Владимиру Леденеву.

Пропавшая связь

Леденев, невысокий лысеющий мужчина, стоя в клетке для подсудимых, также отрицал, что по его вине разбился самолет. «Снегоуборочные работы проводились в неработающей части взлетной полосы, я не давал указания пересекать полосу и выезжать на работающую часть», – пояснял он.

Но следователь утверждал, что в ту ночь события развивались по другому сценарию. Леденев обнаружил, что одна из снегоуборочных машин, которой управлял Владимир Мартыненков, находится на взлетной полосе и по радио связи связался с водителем, чтобы указать ему срочно уйти с полосы. Но связь пропала. Тогда Леденев должен был предупредить диспетчеров, чтобы те остановили самолет, но он не сделал этого. На время следствия сторона обвинения запросила для инженера арест, с чем судья Карпов согласился. Леденев останется под стражей до 21 декабря.

«Я только учусь»

Когда судья Карпов зачитывал постановление об аресте инженера, этажом выше судья Левашова уже слушала ходатайства об избрании домашнего ареста диспетчеру-стажеру Светлане Кривсун. 23-летняя девушка, бледная, в черной норковой шубе, сидела в клетке для подсудимых.

Выпускница Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации только с августа стажировалась во Внуково, а в ночь катастрофы находилась в диспетчерской. Ее адвокаты рассказывали в суде, что Кривсун из малоимущей семьи, живет в столице в съемной квартире вместе с гражданским мужем, сестрой и ее молодым человеком. И даже домашний арест негативно скажется на финансовом состоянии ее семьи.

«Я просто диспетчер, то есть стажер, я только учусь», – оправдывалась она. Ее адвокаты уверяли суд, что девушка не управляла полетами, а все выходы в эфир проходили под контролем инструктора – авиадиспетчера Круглова.

Защитники просили освободить Кривсун под залог, который внесет за нее корпорация по организации воздушного движения. Против этого возражали следователь и прокурор.

«Эти меры не обеспечат все интересы следствия», – настаивали они, уверяя суд, что на свободе Кривсун может сбежать или помешать установить истину, сговорившись с неизвестными лицами. «Но она ведь не обладает никакими специальными знаниями, она только учится, а ее инструктор уже помещен в СИЗО», – возмущались адвокаты. Но их ходатайства были отклонены, а Кривсун суд отправил под домашний арест.

Особые обстоятельства

Уже под вечер самым последним судья Левашова рассмотрела ходатайство об аресте руководителя полетов Романа Дунаева. По версии следствия, он обязан был контролировать безопасность полетов, но не принял для этого необходимых мер. Но во время этого заседания единство в позициях следователя и прокурора неожиданно было нарушено. Следователь просил поместить мужчину в СИЗО, как Круглова и  Леденева. Прокурор внезапно заняла сторону адвокатов. Она попросила отклонить ходатайство следствия и поместить Дунаева под домашний арест. «Учитывая семейное положение и наличие у Дунаева троих детей, прошу поместить его под домашний арест», – заявила прокурор.

Сторона защиты представила в суд справку также и о том, что семья Дунаева живет в квартире, взятой в ипотеку, и если поместить мужчину в СИЗО, то он не сможет выплачивать кредитные обязательства. «Я не виноват», – сказать только сам Дунаев. Судья Левашова согласилась с прокурором – руководитель полетов Внуково остается под домашним арестом.

Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения