Политика, 25 янв 2011, 17:29

Госдума ратифицировала договор по СНВ со специальным заявлением

Государственная дума на сегодняшнем заседании приняла в третьем, окончательном, чтении закон о ратификации нового российско-американского договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Читать в полной версии

По этому поводу нижняя палата приняла специальные заявления о своей позиции по договору СНВ и о поддержании боевой готовности и развитии стратегических ядерных сил РФ, ядерного оружейного комплекса и работающих в данной сфере организаций оборонно-промышленного комплекса.

Признавая заключение нового российско-американского договора по СНВ "крупным внешнеполитическим шагом на пути укрепления стратегической стабильности и безопасности в мире", парламент в то же время подчеркивает, что документ соответствует национальным интересам РФ только при условии строгого и последовательного соблюдения США закрепленных в нем целей и принципов, в том числе содержащихся в преамбуле.

В Госдуме отмечают, что одностороннее понимание США отдельных положений договора не меняет юридических обязательств американской стороны по его исполнению. В свою очередь РФ не берет на себя никаких дополнительных обязательств, отмечается в документе.

При этом одним из условий эффективности нового договора депутаты считают закрепленное в нем признание РФ и США наличия взаимосвязи между СНВ и стратегическими оборонительными вооружениями. Госдума также обращает внимание мирового сообщества на то, что односторонние разработки США глобальной системы ПРО могут разрушить систему стратегической стабильности в области ядерных вооружений.

Кроме того, парламентарии считают неоправданным размещение нестратегического ядерного оружия США за их пределами и призывают Вашингтон вернуть его на свою территорию, а также полностью ликвидировать находящуюся в других странах инфраструктуру, обеспечивающую быстрое развертывание такого оружия.

В заявлении также излагается позиция Госдумы по некоторым вопросам реализации договора. В частности, парламентарии убеждены, что, к примеру, обмен телеметрической информацией о пусках баллистических ракет в соответствии с положениями договора по СНВ и законодательством РФ "может осуществляться только после полного согласования в рамках двусторонней консультативной комиссии всех связанных с этим вопросов, указанных в протоколе к договору и приложении о телеметрической информации".

Предполагается, что наряду с ратификационным законом это заявление будет приложено к ноте в связи с обменом грамотами о ратификации договора обеими сторонами.

В другом заявлении, посвященном поддержанию боевой готовности российской армии, отмечается, что поддержание потенциала ядерного сдерживания в необходимой степени готовности является одной из основных задач военной политики РФ. При этом особое значение должно придаваться тем видам стратегических наступательных вооружений (СНВ), которые обладают "наибольшей боевой устойчивостью и имеют наибольший потенциал для преодоления противоракетной обороны".

По мнению российского парламента, выполнение Россией своих обязательств по сокращению СНВ должно происходить таким образом, чтобы боевые возможности и потенциал стратегических ядерных сил РФ, а также ядерного оружейного комплекса и работающих в этой сфере организаций ОПК поддерживались на уровне, "гарантирующем сдерживание агрессии со стороны любого государства или группы государств". Депутаты подчеркнули необходимость безотлагательной проработки вопроса о восстановлении такой численности российской группировки спутников предупреждения о ракетном нападении, которая обеспечивала бы постоянное наблюдение за всеми ракетоопасными районами. В контексте решения задач укрепления российского стратегического потенциала Госдума также указывает на необходимость рассмотрения возможности расширения военно-технической кооперации с Украиной.

Напомним, договор по СНВ был подписан 8 апреля 2010г. в Праге президентами РФ и США и содержит договоренности по ограничениям и предельным уровням СНВ, а также положения по их охвату, размещению, порядку засчета, инспектированию, переоборудованию и ликвидации. С целью обеспечения эффективности договора и разрешения любых неясных моментов, связанных с его осуществлением, учреждается специальный орган - Двусторонняя консультативная комиссия.

Согласно документу, каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через 7 лет после вступления договора в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ). Для боезарядов на них вводится предельная величина - 1 тыс. 550 единиц, а для развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) МБР и БРПЛ, а также ТБ - 800 единиц.

В ходе доработки ратификационного документа Госдума оговорила особенности участия и выхода России из договора в случае возникновения исключительных обстоятельств. В связи с этим в документе предусмотрены 9 условий, при соблюдении которых РФ обязуется выполнять положения договора по СНВ. Среди них - поддержание потенциала стратегических ядерных сил России на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности, а также их боеготовности при любом развитии стратегической обстановки, сохранение и развитие необходимых научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы и производственных мощностей.

Также предусматривается, что положения договора о засчете боезарядов и средств доставки будут распространяться на любые СНВ, а также на любые новые виды наступательных вооружений стратегической дальности. При этом такой вопрос должен быть разрешен в рамках двусторонней консультативной комиссии еще до того момента, как этот вид вооружений будет развернут.

Что касается возможности выхода России из договора, то она может воспользоваться таким правом в случае возникновения исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу ее высшие интересы. Одним из них станет существенное нарушение США обязательств по договору по СНВ, способное привести к возникновению угрозы национальной безопасности РФ. Это может произойти и в случае развертывания США, другим государством или несколькими странами системы ПРО, способной существенно снизить эффективность стратегических ядерных сил РФ, говорится в документе.

Pro
10 поводов попасть в черный список Центробанка и 2 способа выйти из него
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Как российской компании судиться с индийским контрагентом
Pro
Почему мишенью кибератак в России все чаще становятся небольшие компании
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы