Защита обвиняемого в убийстве Немцова пожаловалась в ЕСПЧ на пытки
Юристы Комитета по предотвращению пыток (КППП), представляющие интересы Заура Дадаева — предполагаемого исполнителя убийства Бориса Немцова, направили жалобу в Европейский суд по правам человека, сообщается на сайте организации. Правозащитники полагают, что «в отношении Дадаева были нарушены несколько статей Европейской конвенции — Запрет пыток и Право на эффективное расследование».
По данным КППП, Дадаев в марте 2015 года «рассказал членам Общественной наблюдательной комиссии Москвы, что был похищен 5 марта неизвестными сотрудниками правоохранительных органов, которые в течение трех дней не давали ему пищу и пытали током с целью добиться признательных показаний в убийстве Бориса Немцова».
В отчете ОНК были описаны, в частности, «множественные ссадины на пальцах ног, которые, как пояснил Дадаев, были следами приложения проводов, через которые его били электротоком», отметили в комитете. При этом начавшие общественное расследование правозащитники «моментально столкнулись с трудностями и фактическим нежеланием официального следствия проводить проверку по заявлению» Дадаева на пытки.
Как пишет комитет со ссылкой на юриста Сергея Бабинца, «есть серьезные основания полагать, что к Дадаеву было применено незаконное физическое насилие». «По стандартам Европейского суда именно государство должно объяснить в таких случаях происхождение полученных человеком телесных повреждений. Однако Следственный комитет отказал в возбуждении уголовного дела, не проведя при этом практически никаких следственных действий, кроме опроса сотрудников полиции и Следственного комитета. Не было даже судебно-медицинской экспертизы, хотя мы настаивали на ее проведении», — заявил Бабинец.
Юрист отметил, что слова Дадаева о пытках, похищении и удержании в течение трех суток «практически не были проверены», а «постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было признано законным Басманным районным судом города Москвы и Московским городским судом». КППП, по словам Бабинца, считает, что «следствие также нарушило право Дадаева на получение квалифицированной юридической помощи, когда отказало адвокату Евгению Губину в возможности встретиться с Дадаевым и получить у него подробные объяснения». Обжалование этого отказа, «нарушающего базовые конституционные права, в Басманном суде и Московском городском суде не дало положительных результатов», отметил юрист.
«В связи с этим мы были вынуждены обратиться в Европейский суд по правам человека», — заключил Бабинец.
В марте 2015 года основатель Gulagu.net Владимир Осечкин сообщил, что на горячую линию соцсети поступила информация об избиениях обвиняемых по делу об убийстве Немцова. Он также рассказал, что 10 марта СИЗО «Лефортово» посетили с проверкой координатор Gulagu.net, зампред Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Ева Меркачева и член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин. По словам Осечкина, несмотря на то что фигуранты дела «содержатся в разных камерах и не имеют возможности согласовывать свои позиции», они говорили об одном и том же. «Все трое заявили нашим представителям и правозащитникам, что они невиновны, что в отношении них применялись незаконные методы дознания. Их избивали, их вынуждали оговаривать самих себя», — отметил основатель Gulagu.net.
Правозащитник направил директору ФСИН Геннадию Корниенко, главе СКР Александру Бастрыкину и генпрокурору Юрию Чайке заявление с требованием провести в СИЗО тщательную проверку. Он также попросил организовать медицинский осмотр и судебную медицинскую экспертизу, а также обеспечить личную неприкосновенность и безопасность Губашевых и Дадаева. «После общения с ними [обвиняемыми] и визуального осмотра членами ОНК установлены множественные синяки и гематомы. Так, члены ОНК визуально установили множественные ушибы и гематомы на руках и ногах Губашевых и Дадаева, на ногах Заура Дадаева также были зафиксированы гематомы и следы от наручников/оков и на руках, и на ногах», — говорилось в документе.
15 марта член ОНК Елена Масюк написала в своем блоге в «Новой газете», что Дадаев подтвердил применение к нему пыток. Посетившим его в СИЗО членам наблюдательной комиссии он рассказал, что неизвестные трое суток удерживали его в подвале, приковав наручниками к батарее. Также, по его словам, они применяли к нему электроток и надевали мешок на голову. Дадаев в присутствии сотрудников «Лефортово» и под видеозапись принял предложение Комитета против пыток воспользоваться помощью его юристов, чтобы начать уголовное разбирательство по фактам примененных к нему пыток и насильственных действий.
Немцов был убит поздно вечером 27 февраля на Большом Москворецком мосту в Москве. Обвиняемыми по делу проходят Заур Дадаев, которого считают исполнителем преступления, Анзор Губашев, Хамзат Бахаев, Шадид Губашев и Темирлан Эскерханов.