Политика, 25 апр 2022, 13:09

Чего ждать от второго президентского срока Макрона

Эмманюэль Макрон победил на выборах президента Франции, но его второй срок на этом посту может оказаться труднее, чем первый. С какими проблемами придется столкнуться Макрону — в материале РБК
Читать в полной версии
(Фото: Rafael Yaghobzadeh / AP)

Макрон победил, у Ле Пен исторический результат

Второй тур выборов президента Франции, прошедший 24 апреля, ожидаемо закончился победой действующего лидера страны Эмманюэля Макрона. По данным МВД Франции, он набрал 58,54% голосов, в то время как его соперница — председатель правой партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен набрала 41,46% голосов. Явка составила 72%, что стало самым низким показателем с 2002 года и одним из самых низких за всю историю президентских выборов во Франции. В 2017 году, когда Макрон и Ле Пен также вышли во второй тур, явка составила 75%, а Макрон одержал победу с 66% голосов против 34% у Ле Пен. При этом Макрон стал первым президентом с 2002 года, который смог переизбраться на второй срок. До этого дважды одержать победу удалось лишь Жаку Шираку, который в 2002 году во втором туре выиграл у Жан-Мари Ле Пена, отца Марин Ле Пен.

В своей победной речи на Марсовом поле, куда Макрон, как и пять лет назад, прибыл под звуки «Оды радости» вместе со своей женой Брижит, он пообещал стать «президентом для всех». По его словам, второй президентский срок не будет похож на первый. При этом переизбранный президент признал, что победить ему помогли голоса тех, кто был против Ле Пен, а не за него. «Многие в этой стране проголосовали за меня не потому, что они поддерживают мои идеи, а для того, чтобы не допустить идеи крайне правых. Я хочу поблагодарить их и знаю, что в ближайшие годы я в долгу перед ними», — сказал Макрон. Обратился он и к «правым избирателям», пообещав найти ответ на испытываемый ими гнев, который и заставил их проголосовать за Ле Пен.

Ле Пен дожидалась результатов голосования вместе со своими сторонниками в павильоне в Булонском лесу — городском парке на западе Парижа. Уже в первые часы после подсчета голосов она признала свое поражение, но отметила «исторический» для правых результат. Еще никогда правый кандидат не пользовался столь широкой поддержкой среди населения, что, по мнению Ле Пен, уже можно считать блестящей победой.

«Ветер свободы мог бы пронестись над нашей страной, но урна для голосования решила иначе», — сказала она, подчеркнув, что «игра не окончена». По ее словам, у партии есть хорошие шансы на парламентских выборах в июне 2022 года.

Курс на парламентские выборы

Прошедшие выборы показали, что во Франции происходит переформатирование политического ландшафта: традиционные лево- и правоцентристские партии, выходцы из которых становились главами Пятой республики, потеряли свою силу.

Так, кандидатам от Социалистической и Республиканской партий в ходе первого тура голосования не удалось преодолеть и пятипроцентный порог, а значит, государство не возместит им расходы на предвыборную кампанию. Макрон, по сути, остался единственным влиятельным центристом, и теперь ему необходимо противостоять политикам как крайне левого толка вроде лидера партии «Непокорившаяся Франция» Жан-Люка Меланшона, ставшего третьим в ходе первого тура голосования, так и крайне правого толка, как Ле Пен и ультраправый публицист, лидер партии «Реконкиста» Эрик Земмур. Издание Politico отмечает, что новый политический ландшафт страны можно будет описать как противостояние между националистическими популистами и центристскими проевропейскими прогрессистами, к которым и относят Макрона.

Несмотря на победу, Макрону будет тяжело управлять страной в ходе второго срока. Среди факторов риска выступают как предстоящие выборы в парламент, так и возможность возникновения массовых протестов. Главной задачей на ближайшие месяцы для переизбранного президента, а точнее, для его партии «Вперед, Республика!» станет получение большинства в парламенте. Его роспуск должен произойти 25 апреля — на следующий день после выборов. Затем последуют два тура выборов — 12 и 19 июня. И президентской партии придется бороться не только с партией Ле Пен, но и с другими конкурентами.

Меланшон уже назвал выборы в парламент «третьим туром» и призвал все левые партии объединиться против Макрона. Земмур же призвал сторонников Ле Пен объединиться в «большой патриотический блок». «Мы должны забыть наши ссоры и объединить наши силы. Это возможно, это необходимо, это наш долг. Давайте создадим первую коалицию правых и патриотов как можно скорее», — сказал он после второго тура выборов.

Партия Макрона, впрочем, не останется в одиночестве: по данным The Economist, «Вперед, Республика!» рассчитывает получить большинство за счет объединения вокруг себя маленьких движений. Так, одним из его сторонников должен стать экс-премьер Франции Эдуард Филипп, основавший партию «Горизонты».

Что же касается возможности массовых протестов, то вернуть их во Францию может, как полагает The Economist, предложенная Макроном пенсионная реформа, предусматривающая поднятие пенсионного возраста с 62 до 65 лет. Politico прогнозирует, что основной базой протеста могут стать избиратели левого толка, которые были разочарованы необходимостью голосовать за Макрона только ради того, чтобы не допустить к власти Ле Пен. Издание отмечает, что протестные настроения налицо в ряде французских университетов, а сторонники «желтых жилетов», устраивавших демонстрации в 2018–2019 годах, обратились к гражданам страны с призывом выйти на улицу.

Рост поддержки правых — тревожный знак для ЕС

Исторически высокий результат Ле Пен стал тревожным сигналом для Евросоюза: несмотря на то что она проиграла выборы, уровень ее поддержки показывает, что Франция, которая вместе с Германией делит звание лидера ЕС, за последние пять лет сделала сильный крен вправо (прирост электората Ле Пен составил более 5 млн человек). За несколько дней до второго тура президентских выборов канцлер ФРГ Олаф Шольц, премьер-министр Испании Педро Санчес и премьер-министр Португалии Антониу Кошта опубликовали совместное заявление в газете Le Monde, в котором призвали французов проголосовать за Макрона. «Выбор, перед которым стоит французский народ, имеет решающее значение для Франции и для всех в Европе. Это выбор между кандидатом от демократической партии, который считает, что Франция сильнее в мощном и автономном Европейском союзе, и ультраправым кандидатом, который открыто выступает на стороне тех, кто нападает на нашу свободу и нашу демократию — фундаментальные ценности, которые исходят непосредственно от французского Просвещения», — говорилось в обращении.

В своей воскресной речи Ле Пен косвенно ответила на это обращение, сказав, что ее высокий результат на выборах — это признак «большого недоверия к нашим лидерам и европейским лидерам, сообщение, которое они не могут игнорировать». «Избиратели показали, что им нужна сильная оппозиционная сила Макрону», — подчеркнула она.

Как ранее писал Politico, возможный приход Ле Пен к власти сравнивался в ЕС с избранием Дональда Трампа президентом США и с Brexit и мог бы дискредитировать усилия Запада в противостоянии России на фоне конфликта на Украине из-за связей лидера правых с Москвой, от которых она, однако, открестилась после начала военной операции на Украине.

Близость Ле Пен к премьер-министрам Венгрии и Польши Виктору Орбану и Матеушу Моравецкому также могла бы создать дополнительные проблемы внутри объединения. Лидеры этих двух стран уже ведут длительный спор с Брюсселем по вопросу верховенства права. Приход к власти правого евроскептика с программой по реформированию ЕС мог бы лишь усугубить разногласия внутри объединения.

После провала на выборах 2017 года Ле Пен приложила значительные усилия к тому, чтобы избавиться от имиджа ультраправого маргинального политика, и даже пошла на переименование партии, которая ранее называлась «Национальный фронт». Она отказалась от таких радикальных идей, как выход Франции из ЕС, Шенгенской зоны и еврозоны, но представила в своей предвыборной программе другие, которые ее противники называют Frexit по аналогии с Brexit. Среди принципов, которые идут вразрез с идеей ЕС о свободном передвижении, в предвыборной программе значились возрождение процедуры проверки ввозимых во Францию товаров из Евросоюза и увеличение числа пограничников для борьбы с мошенничеством. Соглашение о Шенгенской зоне Ле Пен предлагала упростить, заменив облегченным визовым режимом для европейцев.

Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как оптимизировать загрузку и перестать возить воздух в фурах
Pro
Под крылом: почему создать «единорога» в одиночку теперь почти нереально
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль