Перемирие не остановило набор добровольцев в Донбасс
Лекарства, камуфляж, саперные лопатки
Листовка с призывом "Москва, помоги Донбассу" активно распространяется на улицах столицы. На ней указаны два адреса – автостоянка смотровой площадки на Воробьевых горах и представительство Донецкой народной республики (ДНР) в Москве, расположившееся возле метро "Молодежная".
Рядом с мужчиной, принимающим помощь в палатке на Воробьевых, несколько ящиков с продуктами, лекарствами и саперными лопатками. Сборщик рассказал, что работает безвозмездно. По его словам, самое необходимое на данный момент – это лекарства, детские смеси, памперсы и военный камуфляж. Весь собранный груз отправляется на основную точку на "Молодежной". Туда же, по словам сборщика, следует обратиться и желающим пойти в добровольцы.
Представительство ДНР расположилось на улице Молодогвардейской, д.46, к.3, в помещении Центрального казачьего войска. Все коридоры и кабинеты первого этажа заставлены большим количеством ящиков с едой, одеждой и товарами для детей. Один из принимающих помощь – Михаил, возглавляющий, по его словам, организацию "Русский выбор". Отправка груза на границу происходит раз в два-три дня, сказал он, а наибольшая нужда – не в грузах, а в людях. Особенно необходимы хирурги и фармацевты. Нужны и водители, которые могли бы на своих автомобилях довозить груз до границы.
Курс бойца в Подмосковье
Разговор другого корреспондента РБК, изъявившего желание поехать в Донбасс, с Михаилом по телефону был по‑военному кратким. Собеседник, услышав, что претенденту 22 года и он служил в армии, задал уточняющий вопрос: "Какая военно-учетная специальность?" Ответ "Механик-водитель БМП" его удовлетворил, и он пригласил подъехать с "походным шмурдяком" (предметами первой необходимости на армейском сленге) на "Молодежную". "Оттуда вас заберет наша машина и отвезет в полевой лагерь в Подмосковье. Минимум две недели подготовки, примерно она займет около месяца, и потом мы вас переправим на Донбасс", – рассказал вербовщик.
Фото: ИТАР-ТАСС
Пункт сбора гуманитарной помощи для жителей Донбасса организован в представительстве ДНР в Москве.
Перемирие на Украине ничего не меняет: по словам Михаила, "никто не верит в него", поэтому все договоренности остаются в силе. Какие‑либо другие подробности по телефону (адрес лагеря, количество обучаемых в группе) вербовщик сообщить отказался. Ранее при встрече он рассказал РБК, что в Москве работает еще одна организация, которая отправляет в Донбасс "мясо" – тех, кто не проходит никакой военной подготовки.
Официально представители Центрального казачьего войска подтвердить свое участие в подготовке и отправлении в Донбасс добровольцев отказались. Первый замначальника штаба ЦКВ Василий Соловьев назвал соответствующий вопрос РБК некорректным. "Вот вы мне расскажете, сколько у вас на счету лежит денег? Этот вопрос равносилен вашему. Я давал присягу", – ответил казачий полковник.
Ранее вербовщик Михаил говорил РБК, что ЦКВ имеет все необходимые разрешения на обучение военному делу граждан.
Ростовская школа
О том, что добровольцев готовят и в Ростове-на-Дону, рассказал РБК Александр – бывший московский милиционер, находящийся на пенсии. К нему в начале прошлой недели обратился знакомый бизнесмен, который попросил его выступить в роли перевозчика. Требовалось сопроводить груз до Донецка. Он согласился довезти только до Ростова. По словам Александра, бизнесмен вложил свои 3 млн руб. в покупку бронежилетов, оптических прицелов и инсулина. Обмундирование не армейское, а то, что можно приобрести в оружейных магазинах, уточнил он.
"Я спрашивал спонсора, кто попросил скинуться на помощь Донбассу, он уверяет меня, что делает это по собственной воле, – рассказал РБК Александр. – Но у него контракты с Газпромом, и что-то мне подсказывает, что ему могли намекнуть, как лучше поступить".
В Ростове груз встретил координатор, представившийся Александром Ростовским. Корреспонденту РБК он позднее рассказал, что добровольцам следует своим ходом приехать в Ростов, где они пройдут краткий обучающий курс военному делу, после чего будут переправлены в Донбасс.
О том, что в Донбассе воюют и несколько десятков членов "Другой России", РБК рассказал пресс-секретарь незарегистрированной партии Александр Аверин. "Мы отправляли в Донбасс членов организации и сочувствующих, чему они там конкретно учатся на местах, сами понимаете, мы в этом процессе участия не принимаем", – уточнил Аверин. По его словам, боевой подготовкой добровольцев занимаются "на месте люди Стрелкова" – Игоря Гиркина, который руководит силами повстанцев в Славянске.
Аверин сказал, что не верит в перемирие и оно вряд ли как-то отразится на процессе отправки добровольцев.
"Не противоречит интересам России"
Юристы затруднились ответить, насколько законна деятельность добровольцев и их вербовщиков. "В ст.208 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) в ноябре 2013г. внесли дополнения, которыми признано преступлением участие в таких формированиях не только на территории России, но и любого иностранного государства, – прокомментировал РБК адвокат юридической фирмы ЮСТ Игорь Пастухов. – Причем была усилена ответственность за это: если раньше предусматривалось лишение свободы до шести лет, сейчас – от пяти до десяти лет. Но при этом в законе имеется условие – участие в таких формированиях на территории иностранного государства преступно, если оно совершено "в целях, противоречащих интересам Российской Федерации".
Интересы России, по словам адвоката, не сформулированы однозначно ни в одном документе. Привлечь добровольцев к уголовной ответственности можно, если следствию удастся доказать, что люди тренируются, чтобы воевать не в интересах России.
Если добровольцы будут получать деньги за участие в отрядах ополчения, то применяться может также ст.359 УК (наемничество). Добровольцам по ней грозит от трех до семи лет лишения свободы, а вербовщикам, военным инструкторам и гражданам, финансирующим содержание обучающих лагерей, – от четырех до восьми лет заключения.
В примечании к ст.359 УК говорится, что "наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей".
Иван Петров, Анна Рудяк для РБК