Катастрофа самолета Пригожина, 25 авг 2023, 14:16

FT рассказала о будущем бизнес-империи Пригожина в Африке

Советник президента ЦАР сказал FT, что для республики со смертью Пригожина ничего не изменится, поскольку у страны есть договоренности с Москвой. Иного мнения придерживаются люди из окружения бизнесмена
Читать в полной версии
(Фото: ЧВК «Вагнер» / Telegram / Reuters)

После гибели владельца ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина в авиакатастрофе его бизнес-империя в Африке находится в подвешенном состоянии, пишет Financial Times со ссылкой на источники в окружении предпринимателя и людей, знакомых с ситуацией.

«Вся Африка идет к черту. Они больше не позволят [«Вагнеру»] проводить какие-либо операции. Никто их не возьмет на себя, потому что для этого нужен Женя. Он был единственным, кто был достаточно сумасшедший, чтобы заставить все это работать», — так охарактеризовал в разговоре с FT ситуацию давний знакомый бизнесмена, пожелавший остаться анонимным.

Несколько лет назад «Вагнер» стал опорой в продвижении российского влияния в Африке, пишет газета. ЧВК поддерживала военные хунты, пророссийских лидеров и нестабильные правительства, от Ливии до Мали и ЦАР, за ежемесячную плату и в обмен на концессии на разведку полезных ископаемых, отмечается в статье.

Правительства, поддерживаемые «Вагнером», часто разрывали большую часть своих связей с западными, а иногда и африканскими союзниками, поэтому им больше некуда было обратиться. «Вагнер» был для этих стран последней надеждой, говорит бывший сотрудник ЦРУ, аналитик Кэмерон Хадсон.

После попытки мятежа в июне Пригожин смог договориться об отъезде в Белоруссию, чтобы потом в конечном итоге перебраться в Африку, что вселило в него уверенность в том, что он «более или менее» разобрался с ситуацией, рассказал знакомый бизнесмена.

По словам собеседника газеты, большая часть бойцов «Вагнера», участвовавшая в конфликте на Украине, либо присоединилась к Минобороны, либо уехала домой, поэтому у Пригожина остался лишь небольшой контингент, который он планировал разместить в ЦАР. «Они позволили ему взять с собой в Африку столько людей, сколько он хотел. Около 1 тыс. так и сделали, а 500 уже передислоцировались», — сказал источник.

Собеседник газеты предполагает, что, останься Пригожин в живых, «он бы в конечном итоге придумал бы какой-нибудь способ снова появиться перед Путиным и сказать: посмотрите, что я сделал в Африке».

ЦАР издание называет самым развитым проектом «Вагнера». Там группа отвечала за охрану президента Фотсена-Арканжа Туадеры, подготовку военных, а также участвовала в боевых действиях против повстанцев. Взамен компаниям, связанным с «Вагнером», были представлены золотые и алмазные рудники, а также права на экспорт древесины, пишет газета. Так, одна из компаний, работавшая на золотом руднике Ндассима в ЦАР, по оценке американских дипломатов приносила до $1 млрд прибыли ежегодно. Также, утверждает FT, в Центральной Африке у Пригожина был и алкогольный бизнес.

По мнению знакомого Пригожина, будущие операции «Вагнера» в Африке, скорее всего, будут менее прибыльными — в разговоре с FT он оценил доходность в «максимум десятки миллионов долларов в год».

Что будет дальше, во многом будет зависеть от Владимира Путина, отмечает газета. По словам людей, знакомых с ситуацией, недавняя поездка Пригожина в Африку, возможно, была вызвана его желанием помешать российским властям взять под контроль его операции на континенте. Газета напоминает, что на этой неделе в Ливию отправилась высокопоставленная делегация Минобороны, в том числе заместитель главы ведомства Юнус-Бек Евкуров. Он встретился с Халифой Хафтаром, лидером Ливийской национальной армии, которая контролирует восток страны. Бойцы «Вагнера» сражаются вместе с силами Хафтара с момента его неудачной попытки захватить столицу Ливии в 2019 году и остаются в стране, обучая его людей.

Старший советник президента ЦАР Фидель Гуанджика назвал смерть Пригожина печальной новостью, но отметил, что для республики это «абсолютно ничего не меняет». «Благодаря нашему соглашению с Кремлем мы продолжим присутствие «Вагнера» на местах», — добавил он.

Бизнес-джет Embraer-135 (EBM-135BJ) Пригожина разбился вечером 23 августа. В общей сложности на борту было десять человек, включая трех членов экипажа, все они погибли, заявляли в МЧС.

Следственный комитет завел уголовное дело по ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). Следствие рассмотрит различные версии произошедшего, в том числе о «внешнем воздействии», говорил источник РБК.

Соболезнования в связи с авиакатастрофой выразил президент Владимир Путин. «Он был талантливый человек, талантливый бизнесмен, работал не только у нас в стране, и с результатом работал, но и за границей, в Африке в частности. Занимался там нефтью, газом, драгоценными металлами и камнями. Только вчера он, насколько мне стало известно, вернулся из Африки, встречался здесь с некоторыми официальными лицами», — отметил глава государства.

Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
Как долгая карьера на одном месте работает против вас
Pro
Выгоревшим сотрудникам еще много лет платят меньше, выяснили ученые
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Ребрендинг: когда можно обойтись без смены айдентики
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
Зачем Amazon запускает сверхдешевый магазин для зумеров