Лесные пожары и наводнения, 25 ноя 2021, 08:00

«Ростех» раскрыл сроки создания спецэскадрильи по поручению Путина

Подразделение за ₽50 млрд будет тушить пожары в России и за рубежом
Формируемая по поручению президента противопожарная эскадрилья получит первые воздушные суда в 2023 году. Всего в нее войдут 22 машины, в том числе оснащаемые украинскими двигателями. Стоимость проекта превысит ₽50 млрд, узнал РБК
Читать в полной версии
Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Когда заработает эскадрилья по тушению пожаров

Специальная эскадрилья «Ростеха» для тушения лесных пожаров, формируемая по поручению Владимира Путина, получит первые воздушные суда в 2023 году. Об этом РБК сообщил директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации Виктор Кладов на полях авиасалона Dubai Airshow, который проходил в Арабских Эмиратах в середине ноября.

Сначала эскадрилья начнет получать новые вертолеты Ка-32 и Ми-26 (с 2023 года), затем — самолеты-амфибии Бе-200 (с 2024 года), уточнил Кладов. «Планируется построить для эскадрильи десять самолетов с началом поставок в 2024 году», — сказал он. Всего в специальную пожарную эскадрилью войдут 22 самолета и вертолета: это десять самолетов-амфибий Бе-200ЧС, десять вертолетов Ка-32А11М и два вертолета Ми-26Т.

Реализация проекта уже началась, подчеркнул Кладов. По его словам, базово уже определены параметры необходимого финансирования. Однако называть цифры он не стал, отметив, что средства предполагается направить на оснащение производства и выпуск серии самолетов, формирование системы послепродажного обслуживания и склада запасных частей, а также создание учебного центра для подготовки пилотов. Специальную эскадрилью поручено создать за счет средств Фонда национального благосостояния, содержать — за счет «Ростеха», говорили ранее РБК в пресс-службе госкорпорации.

Источник РБК в госструктурах сообщил, что «предварительно затраты на закупку 22 [воздушных] судов и создание инфраструктуры, включая тренажерный комплекс для обучения летчиков, оцениваются в 50–55 млрд руб.». Но финальных расчетов пока нет, сейчас все на стадии обсуждения, добавил он. В конце 2020 года производитель Бе-200 — Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Бериева (входит в ОАК) заключил контракт с МЧС на поставку двух самолетов-амфибий стоимостью 2,85 млрд руб. каждый. То есть стоимость Бе-200 для эскадрильи можно оценить в более чем 28 млрд руб.

Зачем нужна специальная эскадрилья

Создать эскадрилью для тушения пожаров в России и за границей предложил глава «Ростеха» Сергей Чемезов в октябре 2020 года. По его словам, Россия сможет предоставлять технику другим странам на сезонной основе без ущерба тушению пожаров на своей территории, а создание авиаотряда станет «международным гуманитарным проектом». В октябре этого года стало известно, что президент России Владимир Путин поручил создать эскадрилью — за счет средств Фонда национального благосостояния, содержать ее будет «Ростех».

Разные варианты организации работы эскадрильи находятся на этапе обсуждения. «Это как создание нового юридического лица, так и формирование эскадрильи на базе уже действующих организаций», — говорили ранее в пресс-службе «Ростеха». В МЧС РБК сообщали, что ведомство не принимает участия в разработке проекта.

Кладов подчеркнул, что на сегодняшний день российский самолет Бе-200 — самая эффективная машина для тушения пожаров, которая имеет «неоспоримые преимущества» по скорости доставки воды до очага возгорания, может эксплуатироваться в условиях сложного ландшафта. За прошедшие два сезона самолеты Бе-200 потушили более 2300 очагов возгорания, сообщил он. «Все вы представляете, какой ущерб не только экономике, но и экологии нашей планеты наносят лесные пожары. Поэтому спрос на наши самолеты будет только расти», — заключил Кладов.

Какие риски у реализации проекта

Эскадрилья будет оснащена новыми воздушными судами, подчеркивают в «Ростехе». При этом Кумертауское авиационное предприятие (Башкирия; входит в холдинг «Вертолеты России») приступило к летным испытаниям нового вертолета Ка-32А11М — машины в этой модификации планирует получать эскадрилья — только 15 ноября. «Сертификацию Ка-32А11М мы планируем закончить в 2023 году. После этого машина с новейшей электроникой и системой пожаротушения будет доступна для российских и иностранных заказчиков», — отмечал гендиректор «Вертолетов России» (входит в «Ростех») Андрей Богинский.

Таким образом первым воздушным судном в создаваемой эскадрильи может стать Ми-26Т. Эти сверхтяжелые вертолеты производит с 1980 года предприятие «Роствертол» (входит в «Вертолеты России») — к 2021 году построено более 340 машин нескольких модификаций. В какой модификации получит Ми-26 эскадрилья, представитель «Ростеха» не уточняет. Но Ми-26, в отличие от Ка-32, оснащаются не российскими, а украинскими двигателями Д-136 производства «Мотор Сич» (Запорожье).

На фоне ухудшения российско-украинских отношений эксплуатанты украинской техники испытывают сложности, поэтому еще в 2018 году Богинский анонсировал ремоторизацию Ми-26 российскими двигателями (к примеру, ПД-12В) после 2022 года. Представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК; входит в «Ростех») не комментирует этот проект.

РБК направил запрос в пресс-службу «Вертолетов России».

Самолет Бе-200 производится с 2002 года, с 2016 года — в Таганроге. К лету 2021 года в общей сложности было выпущено 16 серийных машин (семь — в Иркутске, девять — в Таганроге). То есть темп сборки Бе-200 специалистами ТАНТК не превышает двух самолетов в год. В 2017 году Минобороны отсудило у завода 6,7 млрд руб. из-за непоставки самолетов. В Таганроге ведутся модернизация и подготовка производства в связи с планируемым увеличением объемов выпуска самолетов Бе-200ЧС, в том числе для эскадрильи, сообщил РБК представитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК; входит в «Ростех»). «Потенциал для расширения производственной базы имеется. С учетом вклада существующей кооперации предприятие способно обеспечить растущий спрос на самолет Бе-200», — подчеркивает он.

Но на поставки Бе-200 может повлиять проблема с двигателями — сейчас эти самолеты оснащаются моторами Д-436 производства «Мотор-Сич». ОДК занимается этой проблемой с 2018 года: сначала рассматривался вариант Бе-200 с французско-российскими моторами SaM146 (устанавливаются на Superjet), затем — с перспективным российским двигателем ПД-8. «Двигатель ПД-8, который может использоваться для ремоторизации Бе-200, находится в стадии изготовления опытных образцов и инженерных испытаний», — сообщила РБК пресс-секретарь ОДК Елена Мокрова. По ее словам, работы идут «в форсированном режиме, в соответствии с утвержденными планами». Получение сертификата типа на двигатель ПД-8 запланировано на 2023 год, сообщала в июле этого года пресс-служба «Ростеха». Представитель ОАК не говорит, когда начнутся испытания ремоторизованного Бе-200.

РБК направил запросы в пресс-службу Минпромторга и «Мотор Сич».

Pro
«Рынок заложил спад в акции». Чем обвал цен на сталь грозит металлургам
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
Плюс 246% в корзину: чему магазинам стоит поучиться у Netflix