Политика, 25 дек 2006, 15:15

Эксперты: Реформирование ЖКХ требует особого подхода

Государственная дума утвердила 22 декабря в третьем чтении поправки в закон "О введении в действие Жилищного кодекса РФ". Согласно этим поправкам, власти субъектов России вправе сами решать, сколько времени дать жильцам многоквартирных домов, чтобы те определились с формой управления домом.
Читать в полной версии

Жители многоквартирных домов должны будут решить, как управлять домом (доверить это управляющей организации или ТСЖ), либо избрать форму непосредственного управления и взять на себя всю ответственность за его состояние. Если жильцы не определятся до времени, отпущенного региональными законодателями, муниципальные органы власти должны будут провести открытые конкурсы среди управляющих организаций. Согласно закону, сделать это они должны не позднее 1 мая 2008 года.

Таким образом, отмечают эксперты, Госдума предоставила инициативу в реформировании ЖКХ субъектам РФ, в очередной раз сняв с себя ответственность за реформу ЖКХ. Сроки перенесены, ответственность за исполнение возложена на региональные и муниципальные власти, но главные проблемы - создание эффективной модели реформирования ЖКХ, разработка четкой нормативно-правовой базы - до сих пор не решены.

Принятые поправки не снимают основного противоречия в реформировании системы ЖКХ. Как показывают результаты экспертного исследования, проведенного Фондом национальной энергетической безопасности и компанией "Профи-групп" в ноябре 2006 года, основной проблемой является осуществление преобразований в жилищной и в коммунальной сферах по единой схеме, не учитывающей их принципиальных различий. Это уже привело к системным ошибкам: противоречиям между Жилищным и Гражданским кодексами, отсутствию подзаконных нормативных актов, многочисленным конфликтам в регионах.

Эксперты считают, что деятельность по снабжению коммунальными ресурсами (электричество, газ, вода, тепло) кардинальным образом отличается от работы в жилищной сфере (ремонт подъездов, лифтов, вывоз мусора и другие услуги по поддержанию нормального состояния многоквартирного дома).

Если конкурентные отношения в обслуживании домов возможны и уже начали формироваться, то конкуренция в коммунальной сфере ограничена. Коммунальные сети, доставшиеся в наследство от Советского Союза, замкнуты на естественные монополии. 70% тепла и электроэнергии поставляется от централизованных систем. Прокладывание же альтернативных сетей не рентабельно. Таким образом, конкуренция в области сбыта энергоресурсов населению практически невозможна. Она могла бы быть в области обслуживания сетей. Однако Закон о концессионных соглашениях, призванный выработать механизм частно-государственного партнерства в этой области, не работает. В этих условиях частному бизнесу невыгодно работать в коммунальной сфере. Кроме изношенных сетей управляющим организациям, которые добровольно согласятся исполнять "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", придется столкнуться с неплатежами населения. По различным данным, которые приводили участники исследования, ежемесячная недоплата составляет 4-7%. Управляющие компании будут накапливать долги и постепенно станут банкротами. В этом случае ресурсоснабжающие организации будут вынуждены ограничивать поставки тепла, воды, газа, электричества.

Еще одной проблемой, с которой неминуемо столкнутся управляющие организации, является необходимость учета льготных категорий граждан. Раньше этим занимались муниципальные органы совместно с поставщиками. Однако Правила предоставления коммунальных услуг передают эту функцию именно управляющим компаниям. Сегодня в большинстве случаев управляющие организации стараются избежать работы в коммунальной сфере и сосредоточиться на более понятном и предсказуемом бизнесе - ремонте подъездов, вывозе мусора, содержании придомовой территории.

К преобразованиям в жилищной и коммунальной сферах необходимы разные подходы, таков один из выводов экспертного исследования. Регулирование отношений в коммунальной сфере должно осуществляться по отдельному законодательству, отличному от жилищного. Необходимо создание отдельного Коммунального кодекса, считают некоторые эксперты. Если не изменить подход к реформированию, то большинство экспертов прогнозируют резкий рост стоимости жилищно-коммунальных услуг, увеличение количества аварий, выселение малоимущих граждан из престижных районов, формирование кварталов для бедных и кварталов для богатых, рост социальной напряженности и социальный взрыв. В связи с этим в январе 2007 года Фонд национальной энергетической безопасности и компания "Профи-групп" планируют провести публичное обсуждение аналитического доклада "Реформа ЖКХ: управляющие компании и ресурсоснабжение", а также представить предложения экспертов по необходимым изменениям в жилищно-коммунальной политике.

Pro
Робот в отделе маркетинга: как использовать силу ИИ на всех этапах работы
Pro
65% паролей взломают путем перебора за минуту. Как не попасть в это число
Pro
Как правильно просить суд о принятии обеспечительных мер по иску
Pro
Сотрудник хочет работать 36 часов в неделю. Когда это возможно
Pro
Апгрейд человечества: на что способна генная терапия
Pro
Хижина по цене шато. Почему туризм в России останется лишь для богатых
Pro
Время тотальной экономии закончилось: как теперь тратят деньги россияне
Pro
8 подвохов с банковскими вкладами, из-за которых вы теряете деньги