МИД подвел итоги отношений России и США фразой «похвастать особо нечем»
Год почти без результатов
«Итоги года таковы, что похвастаться особо нечем, кроме восстановления контртеррористического межведомственного диалога и контактов некоторых отраслевых ведомств, в частности Министерства энергетики и Министерства финансов, а также продолжения сотрудничества по ранее запущенным проектам, таким как МКС», — подвел в беседе с РБК итоги работы России и США в 2018 году заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. В сентябре в Москве побывал министр энергетики США Рик Перри, о контактах по линии министерств финансов рассказал 25 декабря Антон Силуанов.
«Позитива в общем немного, — резюмировал Рябков. — У нас нет формализованного структурированного диалога по огромному объему накопившихся двусторонних проблем. Они не решаются». Для продвижения в решении этих проблем, по его словам, нужна воля американской стороны.
Одна из проблем заключается в том, что относительно контроля над вооружениями и нераспространения наблюдается «очевидный регресс, если не сказать кризис». В декабре госсекретарь США Майк Помпео заявил, что Вашингтон дает России 60 дней на прояснение позиции по Договору о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Если Россия не уничтожит вооружения, которые, как считает Вашингтон, нарушают договор, США выйдут из него.
Для российского МИДа главным сюрпризом 2018 года в двусторонних отношениях стало «абсолютно противоположное заявленному поведение администрации США в вопросе организации под конец года контактов на уровне президентов». 29 ноября президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп должны были провести двусторонние переговоры в ходе саммита G20 в Буэнос-Айресе. Однако за несколько часов до встречи американский президент ее отменил из-за российско-украинского инцидента в Черном море.
Рябков также констатировал, что пока прогресса нет по договоренностям Путина и Трампа, достигнутым на встрече в Хельсинки 16 июля: созданию экспертного совета и форума лидеров российского и американского бизнесов. «Эти инициативы были направлены на формулирование оценок и рекомендаций для исполнительной власти, а также на обсуждение того, как в условиях санкций лучше работать. В экспертный совет должны были войти ведущие политологи, которые смогли бы в комплексе смотреть на ситуацию и вырабатывать рекомендации. Но, к сожалению, в силу неготовности администрации США эту тему реализовывать пока прогресса нет», — сообщил Рябков. Как говорил РБК представитель американского экспертного сообщества, знакомый с ходом дискуссий о создании группы, ни в Вашингтоне, ни в Москве администрации президентов не дали сигнал для формирования экспертной группы.
Прогноз негативный
В 2018 году США несколько раз расширяли список находящихся под санкциями российских компаний и физических лиц. Впервые в отношении России были введены санкции в соответствии с законом о запрете военного применения химического оружия от 1991 года (США посчитали российские власти ответственными за отравление Сергея Скрипаля и его дочери в британском Солсбери нервно-паралитическим агентом). Этот закон предполагает вторую волну санкций в случае невыполнения Москвой нескольких условий — первый раунд вступил в силу 27 августа: был введен запрет на экспорт в Россию товаров и технологий, относящихся к национальной безопасности. Анонсируя новые ограничения, Вашингтон отмечал, что может ввести второй пакет санкций спустя три месяца, если Россия не предоставит гарантии, что не будет применять химическое оружие, и разрешит международную инспекцию своих лабораторий.
В соответствии с американским законодательством властям предоставлено право ввести шесть возможных мер, из которых они должны выбрать хотя бы три. Среди них: блокирование международной финансовой помощи, запрет американским банкам выдавать российским кредиты, понижение уровня дипломатических отношений, полный запрет на экспорт из США, под который подпадает все, кроме продовольственных товаров; полный запрет на импорт и запрет государственному перевозчику («Аэрофлот») осуществлять перевозки в США.
По поводу второго раунда санкций Рябков говорит, что от Вашингтона можно ждать, чего угодно, создание неопределенности в этом вопросе — часть американской политики. «Я бы не стал говорить о том, что мы для себя сформулировали шкалу вероятности, — говорит он. — Применительно к санкциям хочу обратить внимание, что все структуры, которые ими занимаются, преднамеренно создают неопределенность». Расчет, по мнению замминистра, делается на то, чтобы подчинить своему влиянию целые государства и отрасли и добиться преимущества нечестным путем. Россия готова к ответным мерам, но анонсировать их преждевременно: «Мы не должны сами разогревать ажиотаж, в том числе на рынках, чрезмерным вниманием к этому вопросу. Мы видим серьезную курсовую волатильность после появления тех или иных новостей на эту тему, но мы научились жить в условиях санкций, это неоспоримый факт».
В следующем году конгресс США продолжит обсуждение двух законопроектов «Защита выборов от угроз путем обозначения красных линий» (DETER) и «Акт о защите американской безопасности от агрессии Кремля» (DASKAA), которые предполагают запрет операций с российским суверенным долгом, блокировку средств российских банков и энергетических компаний, что может, по мнению некоторых экспертов, негативно сказаться на курсе рубля. В МИДе указывают, что могут быть одобрены самые радикальные формулировки. «Люди, которые задают тон работе на российском направлении в конгрессе США, не погнушаются никакими мерами для того, чтобы попытаться усилить нажим на нас, — считает Рябков. — Предлоги найдутся. Сейчас это очередной всплеск антироссийской истерии, связанный с инцидентом в Керченском проливе, а завтра может быть что-нибудь еще. Это как раньше говорилось применительно к другим ситуациям: был бы человек, а статья найдется».