WSJ узнала о давлении США на Турцию для запрета полетов Boeing из России
Вашингтон пытается повлиять на Анкару, чтобы прекратить полеты самолетов американского производства, принадлежащих российским авиакомпаниям, в Турцию и из нее, пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники, знакомые с ходом переговоров.
По их данным, в прошлом месяце высокопоставленные американские чиновники предупредили о последствиях, если турецкие структуры будут предоставлять услуги российским (а также белорусским) перевозчикам: например, по заправке самолетов и предоставлению запасных частей. Среди возможных санкций названы штрафы, потеря экспортных привилегий, тюремное заключение и т.д.
WSJ указывает, что данную информацию турецкой стороне передала помощник министра торговли Тея Розман Кендлер, которая посетила Турцию с официальным визитом в декабре прошлого года. В министерстве газете не предоставили детали, однако отметили, что ведут работу с иностранными авиакомпаниями для контроля соблюдения введенных США ограничений относительно российских, белорусских и иранских самолетов.
Как пишет издание со ссылкой на данные авиационно-аналитической компании Cirium, с 1 октября авиакомпании из России выполнили более 2,1 тыс. рейсов в Турцию на американских Boeing. Среди российских авиаперевозчиков рейсы туда совершают «Аэрофлот», S7 Airlines, «Победа», Red Wings и др. Также из России и в нее летают турецкие Pegasus и Turkish Airlines.
Представители Минтранса и Росавиации отказались от комментариев РБК.
В 2022-м США ввели экспортные ограничения в авиаотрасли для России и Белоруссии, согласно которым самолеты, произведенные в Соединенных Штатах или имеющие в своем составе более четверти деталей американского производства, должны получать специальную лицензию для поставок Москве и Минску. Против самолетов для России действуют санкции и со стороны ЕС. После этого Минторг США начал вносить принадлежащие российским компаниям и гражданам самолеты в перечень судов, международные полеты которых запрещены. Например, в марте прошлого года в этот список попали 99 Boeing авиакомпаний «Аэрофлот», Utair, Nordwind, Azur Air и др. Позднее список неоднократно расширялся.
Сама американская Boeing прекратила техобслуживание самолетов в России в начале марта на фоне спецоперации на Украине. Аналогичное решение приняла и европейская Airbus.
Поначалу российские авиакомпании прекратили полеты за рубеж на иностранных самолетах, поскольку суда могли арестовать. Затем началась их перерегистрация в России. В конце 2022-го Росавиация сообщила, что около 600 самолетов, которые ранее имели регистрацию в реестрах иностранных государств, получили российские сертификаты летной годности.