Политика, 26 апр 2005, 18:17

Правительство удовлетворит бизнес на 95%

Заседание расширенной коллегии Минфина, состоявшееся сегодня, правильнее было бы назвать: «Ответ правительства - президенту». Вчера в своем послании Федеральному собранию Владимир Путин, по сути, достаточно жестко напомнил министрам, что инициативы главы государства надлежит не забалтывать в бесконечных дискуссиях, а рассматривать быстро. Прошли всего лишь одни сутки, а премьер-министр и руководители финансово-экономического блока уже успели обсудить и принять меры по всем претензиям, которые высказал президент.
Читать в полной версии

Напомним, В. Путин заявил, что налоговые органы не вправе терроризировать бизнес: «Мы должны найти такой способ выплаты налоговой задолженности прошлых лет, который бы обеспечивал интересы государства, не разрушая экономики и бизнеса. Приоритетом же в работе фискальных органов должна стать их деятельность по проверке соблюдения налогового законодательства, а не по выполнению своеобразного плана по сбору налогов».

Комментируя президентское послание, Михаил Фрадков возложил на Минфин ответственность за решение ряда задач, обозначенных Владимиром Путиным. Теперь правительство собирается формировать финансовый план и бюджет на три года в увязке с целями социально-экономического развития и построения подлинно демократического общества. Фрадков призвал коллег взглянуть на итоги деятельности за прошедший год и «четко сформулировать задачи на перспективу», учитывая создавшиеся реалии.

Затем премьер-министр другими словами, но в направлении, указанном президентом, продолжил критику налоговых органов. Налоговое администрирование должно быть не «кнутом против бизнеса», а инструментом достижения честной конкуренции. По мнению Фрадкова, «отношения государства с бизнесом требуют поиска точки равновесия, и центр ответственности в этой сфере лежит в налоговой политике. Эта политика является инструментом, позволяющим государству распределять потоки капитала, стимулировать деловую активность и определять внутренний инвестиционный климат». В то же время, уверен премьер, основным критерием всех налоговых новаций является развитие экономики. Компенсация выпадающих доходов бюджета должна происходить в том числе за счет повышения дисциплины налогоплательщиков. Премьер обратил внимание на необходимость «увязывать возможности налогового администрирования с налоговыми новациями». В противном случае, по его словам, «налоговое стимулирование превращается в налоговые дыры», а «недобросовестность как средство конкуренции развращает бизнес». В подобных «джунглях» успеха добиваются лишь те, кто наиболее виртуозно уходит от налогов, в результате чего проигрывает вся экономика.

В свою очередь куратор налоговой службы Алексей Кудрин (в соответствии с пожеланиями президента) пообещал, что Минфин не будет ставить перед Федеральной налоговой службой плановых задач по досбору налогов, поскольку это не является ее основной задачей. Правда, Минфин, в рамках утверждения закона о федеральном бюджете намерен продолжать прогнозировать объем доходов по всем источникам, в том числе налоговым.

Минфин также предлагает утвердить единый стандарт налогового обслуживания, где будут названы конкретные сроки совершения фискальными органами всех процедур, возникающих в работе с налогоплательщиками. Кроме того, предлагается создать в ФНС самостоятельное подразделение для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок. Таким образом, в случае значительных дополнительных начислений налогов по результатам выездных проверок принятие решения по акту проверки должно быть санкционировано вышестоящим налоговым органом.

В своем обращении к обеим палатам парламента президент отметил, что необходимо выработать механизмы для реструктуризации крупной налоговой задолженности так, чтобы государство не пострадало и бизнес «не стал в тупик». Именно из-за отсутствия такого механизма полгода назад ЮКОСу было отказано в реструктуризации долгов. Сегодня Алексей Кудрин сообщил, что в самое ближайшее время Минфин подготовит предложения по срокам реструктуризации налоговой задолженности без ограничения сумм.

По словам Алексея Кудрина внесенные сегодня в правительство предложения будут удовлетворять бизнес на 95%. На днях состоялась очередная встреча с представителями деловых кругов, где обсуждались эти предложения. Вместе с тем, министр отметил, что всегда есть случаи, когда бизнес не удовлетворен жесткостью проверок. Поэтому консультации будут продолжены с депутатами и членами кабинета министров. В свою очередь, Фрадков считает, что ожидаемый результат во многом зависит от того, насколько «прозрачным и добросовестным» будет бизнес. «Путь к снятию налоговых претензий мы должны пройти вместе», - заключил он.

Далее Михаил Фрадков, выступая перед коллегами и продолжая четко следовать тексту вчерашнего президентского послания, с головой окунулся в «социалку». «Хотел бы уделить особое внимание повышению заработной платы бюджетников в полтора раза в реальном выражении к 2008 году. Это важная задача, но не исчерпывающая всех проблем в этой сфере». С этим трудно не согласиться. Ведь, по словам министра экономического развития Германа Грефа, в последние годы ключевой проблемой правительства было то, что в лучшем случае оно исполняло провозглашаемые планы на 35-40%. Так, например, в настоящее время отметил Греф, объем финансирования реформ здравоохранения и образования в 2-2,5 раза меньше необходимого уровня.

В общем, очевидно, что правительство Фрадкова, как никакое другое правительство, умеет с завидной реакцией боксера-профессионала отвечать на критику президента и возлагать на себя заведомо трудновыполнимые задачи, такие как удвоение ВВП и увеличение зарплаты бюджетникам. В итоге, как уже не раз говорили эксперты, и, кстати, отмечал сам Владимир Путин, происходит топтание на месте, за которым следуют новые и новые обещания.

В психологическом исследовании Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» среди множества игровых сценариев есть и такой: «я так старался, но у меня ничего не получилось». Иногда складывается такое впечатление, что правительство Михаила Фрадкова играет именно в эту игру.

Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
В мире миграционный бум. Экономики каких стран могут пострадать
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником