Политика, 26 мая 2021, 19:53

Минск объяснил разворот самолета у Польши и заявил о воздушном пиратстве

«Белавиа» развернула лайнер Минск — Барселона из-за того, что Франция, над чьей территорией он должен был лететь, отменила план полета. В белорусском МИДе действия Парижа назвали нарушением норм воздушного права
Читать в полной версии
Фото: Andreas Arnold / dpa / picture-alliance / ТАСС

В белорусской авиакомпании «Белавиа» заявили, что экипаж был вынужден развернуть у границы с Польшей вылетевший из Минска в Барселону пассажирский самолет, поскольку Франция, над чьей территорией должен был пролетать лайнер, отменила план рейса.

«За три минуты до взлета авиационные власти Франции в ручном режиме деактивировали план полета данного рейса без уведомления авиакомпании», — говорится в сообщении на сайте авиаперевозчика. Командир воздушного судна узнал об этом от Управления воздушным движением Польши, когда самолет набирал высоту.

Экипаж попытался договориться с Управлением воздушным движением Марселя об изменении маршрута, но тщетно. «Более того, французский диспетчер сослался на устное распоряжение премьер-министра Франции», — заявили в «Белавиа».

Как сообщили в компании, сначала запрет на выполнение рейсов по маршруту Минск — Париж не включал ограничение на пересечение воздушного пространства Франции. «Обновленный запрет «Белавиа» получила сегодня только в 15:16. До этого времени борт ждал в воздухе около двух часов, после чего вернулся в Минск», — заявил перевозчик. В «Белавиа» отметили, что повторно попытались согласовать маршрут с властями Франции, но получили отказ, в том числе на предложение о пролете над нейтральными водами.

Пресс-секретарь белорусского МИДа Анатолий Глаз назвал действия Франции нарушением норм воздушного права, в частности Чикагской конвенции. «Совершенно вопиющий факт и безнравственный поступок. Честно говоря, уже практически воздушное пиратство», — заявил он. По словам Глаза, «Белавиа» ничего не нарушала и ситуация не имеет отношения к «политической истерии вокруг недавнего рейса Ryanair».

Днем 26 мая лайнер «Белавиа» вылетел из Минска, долетел до границы с Польшей, но не пересек ее и начал кружить в районе Бреста. Он сделал не менее семи кругов, а потом развернулся и направился в аэропорт вылета. Первоначально «РИА Новости» сообщило со ссылкой на представителя Польского агентства воздушного движения, что власти Польши не пустили самолет в свое воздушное пространство. Позже ТАСС написал со ссылкой на ведомство, что подобные действия не входят в его компетенцию. Затем глава польского агентства заявил, что разрешение на пролет самолета не дали власти Франции, поэтому борт и не вошел в воздушное пространство Польши.

24 мая Европейский совет призвал закрыть небо Евросоюза для белорусских авиакомпаний. Это произошло после того, как в Минске совершил экстренную посадку пассажирский самолет Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс. Экипажу пришлось изменить курс и совершить посадку в белорусской столице из-за сообщения о бомбе на борту, которое оказалось ложным. Одним из пассажиров на борту был бывший главный редактор признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала Nexta Роман Протасевич. Минск обвиняет его в организации беспорядков, также КГБ внес его в список террористов. В Минске Протасевича арестовали.

В странах Европы назвали произошедшее беспрецедентным и неприемлемым актом. Международная организация гражданской авиации (ICAO) заявила, что ситуация может противоречить положениям Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил о необходимости международного расследования, к этому же призвали власти Австрии, Германии, Британии и других стран, а Польша потребовала ввести санкции против Минска.

Совет ЕС пока не согласовал решение о запрете белорусским авиакомпаниям использовать воздушное пространство и аэропорты Европы, некоторые члены Евросоюза приняли его индивидуально.

 
Pro
Эпоха человекоподобных роботов ближе, чем кажется. Вот доказательства
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис