Украинский Ощадбанк подал иск к России об активах в Крыму на $1 млрд
Подконтрольный государству Ощадбанк сообщает, что в пятницу, 26 августа, был подан иск против России вместе с доказательной базой в связи с потерей активов в Крыму. Общую стоимость потерянных активов и бизнеса с учетом процентов, которые должны быть начислены к моменту фактической выплаты компенсации, в Ощадбанке оценивают более чем в $1 млрд.
Летом 2015 года премьер-министр Украины Арсений Яценюк оценивал сумму претензий Ощадбанка к России в 15 млрд гривен, что на тот момент составляло примерно $691 млн. Именно эта сумма, по словам Яценюка, соответствует потерянным банком доходам и имуществу, которых кредитная организация лишилась в результате присоединения Крыма к России.
В начале июля 2015 года Ощадбанк уведомил Россию о своих претензиях, а после того как Россия никак не отреагировала на обращение банка в течение полугода (в этот срок возможно доарбитражное урегулирование), подал иск в Стокгольмский арбитражный суд.
Сейчас в заявлении Ощадбанка отмечается, что если Россия и дальше будет уклоняться от участия в разбирательстве иска банка в международном арбитраже, то процесс будут вести без ее участия и по ускоренному графику. В этом случае окончательное решение может быть вынесено уже в конце марта 2017 года. Ощадбанк отмечает, что арбитры уже пошли ему навстречу и приняли «нетипичное для международных инвестиционных дел решение» не выделять слушания по вопросу юрисдикции в отдельное производство и рассмотреть все вопросы, включая существо исковых требований и оценку ущерба, в рамках одного этапа.
«В настоящее время Ощадбанк тщательно готовится к защите перед трибуналом своих исковых требований к Российской Федерации. Следующим процессуальным шагом будет слушание дела по существу в судебном заседании», — пояснил председатель правления Ощадбанка Андрей Пышный.
Украинские компании и бизнесмены подали уже семь исков против России в международный арбитраж с требованиями возместить убытки от потери активов в Крыму. Из них шесть исков поданы компаниями, связанными с Игорем Коломойским («Укрнафта», Приватбанк и др.). Кроме того, «Нафтогаз Украины» в феврале 2016 года сообщил, что направил России уведомление об инвестиционном споре по поводу крымских активов. У сторон было шесть месяцев на то, чтобы урегулировать спор путем переговоров, это означает, что «Нафтогаз» в ближайшее время тоже может обратиться в арбитраж.
Все эти арбитражные разбирательства, включая жалобу Ощадбанка, инициированы в соответствии с регламентом ЮНСИТРАЛ 1976 года (гаагский арбитраж) и межправительственным соглашением России и Украины от 1998 года о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Bloomberg в феврале подсчитал, что украинские власти и бизнес требуют от России в общей сложности около $64 млрд, включая $37 млрд компенсации за потерю госимущества в Крыму. Сумма возрастает почти до $70 млрд, если добавить к ней оценку убытков компаний Коломойского — примерно $5 млрд, по словам заместителя министра иностранных дел Украины Елены Зеркаль.
Россия считает, что украинские иски не могут быть рассмотрены на основании двустороннего соглашения о защите инвестиций. Соглашение действует в отношении инвестиций, осуществляемых инвестором одной стороны на территории другой стороны, однако имущество, являющееся предметом споров, находится на территории Крыма и Севастополя, которые теперь входят в состав Российской Федерации, объяснял ранее РБК российский Минюст. Поэтому РФ не признает юрисдикцию гаагского арбитража по рассмотрению этих споров.