КС гарантировал защиту депутатам самораспустившихся парламентов
Поводом для рассмотрения этого вопроса стала жалоба депутатов одного из сел в Ивановской области. Год назад жители выразили недоверие местному сельсовету и руководителю поселения. Сельсовет отправил в отставку чиновника, принял решение о самороспуске депутатов и назначил дату новых выборов.
Районный суд признал эти решения незаконными и восстановил в должности руководителя местной администрации. Но выборы депутатов не отметил, так как посчитал, что формально закон не нарушен.
Вновь избранные депутаты снова объявили "импичмент" сельскому главе. В поисках выхода из противоречивой ситуации бывшие глава поселения и глава сельсовета обратились в Конституционный суд. В итоге руководители администрации подали жалобу в КС, где попросили проверить ч.18 ст.35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.4 ст.10 и п.2 ст.77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п.3 ст.7 Закона Ивановской области "О муниципальных выборах".
КС рассмотрел дело без проведения слушаний и вынес решение, признав за депутатами право подать жалобу в суд и оспорить решение о самороспуске. Судебные слушания должны состояться безотлагательно и быть завершены до дня выборов.
"Это решение во многом основывалось на правовой позиции, сформулированной Конституционным судов в минувшем году", - прокомментировал постановление судья КС Николай Бондар.
"КС признал спорные нормы федеральных законов не противоречащими Конституции, поскольку они по смыслу предполагают обеспечение гарантий депутатам представительного муниципального органа, принявшего решение о самороспуске", - добавил он.
По словам судьи, во-первых, депутатам должна быть обеспечена возможность обжаловать это решение в суде по ускоренной процедуре. Во-вторых, необходимы жесткие сроки и четкая процедура назначения досрочных выборов новых муниципальных депутатов, призванные обеспечить непрерывность местной власти (если при увольнении мэра его обязанности возлагаются на другое лицо, то при самороспуске представительного органа замены ему нет).
"Так обеспечивается баланс между такими конституционно значимыми ценностями, как право на судебную защиту, избирательные права граждан и право на местное самоуправление", - отметил Бондар. Но, по его словам, признание этих норм конституционными не исключает дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере.
Анастасия Михайлова