Политика, 27 июн 2017, 11:44

Transparency рассказала о миллиардных тратах властей на опросы в Москве

Российское отделение Transparency International проанализировало расходы московских властей на социологические исследования, политконсалтинг и информационные кампании, увидев в них признаки коррупции
Читать в полной версии
Фото: Сергей Киселев / «Коммерсантъ»

Международная правозащитная организация «Трансперенси Интернешнл — Россия» опубликовала аналитический доклад «Кривое зеркало: административный ресурс и бюджетные деньги в московской политике», в котором проанализировала расходы муниципальных и городских властей Москвы на социологические исследования, политконсалтинг и информирование за период с 2011 по 2017 год.

Авторы доклада пришли к выводу, что мэрия Москвы и муниципальные органы власти «в нарушение принципа политического нейтралитета становятся отдельными участниками политической борьбы». «Это может быть признано коррупционной практикой, поскольку речь идет об использовании должностных полномочий для получения личной или групповой (в данном случае партийной) выгоды», — говорится в докладе.

Исследование показало, что московские власти регулярно проводят за счет бюджета социологические исследования, а также оплачивают из бюджетных средств услуги политических консультантов и содержат официальные СМИ. С 1 января 2011 года по 1 июня 2017 года 12 московских префектур и 125 управ районов разместили 339 госконтрактов, связанных с проведением социологических исследований. Их общая сумма составила более 1,1 млрд руб. Еще 587 закупок префектур, управ и аппаратов районных советов касались финансирования информационной деятельности. На эти цели за тот же срок было израсходовано из бюджета 1,155 млрд руб.

При этом в организации отметили, что контракты на информационное обеспечение зачастую получали те же компании, что занимаются социологическими исследованиями депутатов.

«Одной из главных проблем таких госзакупок является непубличность результатов подобных исследований. Результаты регулярных опросов доступны лишь ограниченному кругу лиц, обладающих административным ресурсом. Это ведет к системному искажению конкурентного поля на политическом рынке. Легко представить себе ситуацию, когда кандидаты от «партии власти» получают данные проведенных за бюджетный счет опросов, а также доступ к услугам политтехнологов и оказывают консультационные услуги органам исполнительной власти. Подход, при котором мнение налогоплательщиков изучается за счет самих налогоплательщиков, но результаты изучения от них скрываются, представляется сомнительным с этической точки зрения», — отметили авторы исследования.

По их мнению, в московской политике действуют косвенные источники государственного финансирования партий и кандидатов, предоставляемые в «натуральном виде». Такими видами неденежной поддержки являются также доступ к СМИ, закрытым социологическим исследованиям и политическое консультирование, оплаченное из средств бюджетов всех уровней.

В докладе отмечается, что по закону органы власти и чиновники должны быть политически нейтральными, а все партии равны перед законом. Кроме того, органы власти и местного самоуправления не имеют полномочий, предусматривающих расход бюджетных средств на социологические исследования. «Российское законодательство предусматривает достаточное количество методов выявления мнения граждан: выборы, референдумы, общественные слушания, опросы и т.д. Их проведение довольно жестко регламентировано и публично», — говорится в докладе.

В апреле 2017 года движение в защиту прав избирателей «Голос» ​потребовало от Кремля навести порядок в сфере политконсалтинга и объяснить, почему администрация президента занимается набором политтехнологов для избирательных кампаний губернаторов. Правозащитники при этом ссылались на утечки в СМИ о сметах консультантов и их публичные жалобы на отсутствие кремлевских «денег» и «методичек».

«Голос» предложил президенту страны, руководителям его администрации и ЦИКу «высказать недвусмысленную позицию о недопустимости вмешательства администраций всех уровней в избирательный процесс». «Логично, чтобы приведение политконсалтинга к стандартам финансовой прозрачности началось с партии власти и действующих глав регионов», — резюмировали правозащитники.

РБК направил запрос в мэрию Москвы.

Pro
Большой обзор ИТ-систем для работы с кадрами: цены, примеры и минусы
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России