Политика, 28 фев 2020, 11:26

Конфликт Сирии и Турции в Идлибе. Главное

Вечером 27 февраля в сирийском Идлибе в результате атаки Дамаска погибли не менее 33 турецких военнослужащих, после чего Турция начала наносить удары по позициям сирийских военных. Главное — в материале РБК
Читать в полной версии
(Фото: Ghaith Alsayed / AP)

Что произошло

  • Вечером 27 февраля Турция сообщила, что после удара сирийской армии погибли 33 турецких военных.
  • После этого президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел экстренное совещание, на котором было принято решение начать нанесение воздушных и наземных ударов по позициям сирийских войск.
  • В ответ Турция поразила более 200 целей, принадлежащих сирийской армии, сообщили в Минобороны страны.
  • «Все объекты режима [Асада] теперь являются вражескими» для Турции, заявил представитель возглавляемой президентом Реджепом Эрдоганом Партии справедливости и развития Омер Челик.
  • 1 марта турецкие истребители сбили два самолета ВВС Сирии. В Дамаске одновременно заявили о создании бесполетной зоны над Идлибом, пообещав сбивать там все враждебно настроенные летательные аппараты.
  • Ситуация в Идлибе обострилась в январе, когда войска Башара Асада начали там наступление. Район удерживают поддерживаемые Турцией боевики. 3 февраля Минобороны Турции сообщило о первых потерях в ходе нынешней эскалации: в результате обстрела погибли восемь человек. После этого в зоне боев погибли еще не менее шести турецких граждан.

Позиция России

  • Минобороны России в пятницу, 28 февраля, заявило, что Сирия нанесла удар для того, чтобы предотвратить наступление поддерживаемых Анкарой боевиков «Хайят Тахрир аш-Шам» (террористическая организация, запрещена в России). По данным ведомства, турецкие военные находились в рядах боевиков, и, когда об этом стало известно, Москва попросила Дамаск прекратить стрельбу, что и было сделано.
  • 27 февраля российский Центр по примирению враждующих сторон в Сирии обвинил Турцию в том, что она поддерживает незаконные вооруженные формирования в Идлибе и нарушает заключенный в 2018 году сочинский меморандум, используя артиллерию и разведывательно-ударную беспилотную авиацию.
  • 1 марта пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ответил на заявление турецкого президента Реджепа Эрдогана, предложившего Москве уйти в сторону. Песков отметил, что российские войска расположились в регионе по просьбе легитимного сирийского руководства, а все остальные контингенты находятся в стране, нарушая принципы и нормы международного права.
  • Россия принимает участие в боевых действиях в Сирии, оказывая поддержку сирийской армии. Так, 20 февраля во время наступления поддерживаемой Анкарой сирийской оппозиции против правительственных сил группа бомбардировщиков Су-24 нанесла удар по протурецким боевикам, которые прорвали оборону сирийской армии в районе Кминаса и Найраба.

Реакция

  • Турция созвала экстренное заседание НАТО. Оно состоялось в пятницу, 28 февраля, в Брюсселе, участие в нем приняли постоянные представители 29 стран альянса. По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, консультации проводятся в соответствии с четвертой статьей Вашингтонского договора. Эта статья дает право каждой стране — участнице альянса проводить консультации с партнерами, если она считает, что «ее безопасность, территориальная целостность или политическая независимость находятся под угрозой». Страны НАТО осудили атаки сирийского режима и России в Идлибе, однако о практических мерах поддержки Турции объявлено не было.
  • Россия отправила два фрегата, «Адмирал Макаров» и «Адмирал Григорович», оснащенные ракетным комплексом «Калибр-НК», в Средиземное море.
  • НАТО и Госдепартамент США осудили президента Сирии Башара Асада и поддержали Турцию.
  • На фоне новостей о гибели турецких военных портал Netblocks, отслеживающий блокировки интернет-ресурсов по всему миру, сообщил об ограничениях доступа к социальным сетям турецкими провайдерами. С вечера четверга и до восьми утра пятницы на территории Турции были недоступны YouTube, Twitter, Facebook и Instagram.
  • Возле консульства России в Стамбуле прошел антироссийский митинг, участники которого среди других лозунгов скандировали: «Мученики не умрут, Родина не будет разделена», а также слова о причастности России к гибели военных, предупреждая, что Сирия может стать «могилой для России».
  • 29 февраля в Анкаре задержали несколько сотрудников российского агентства Sputnik. Они были отпущены на следующий день.В МИД России назвали случившееся грубейшим нарушением прав журналистов и потребовали от властей Турции вмешаться в ситуацию.
  • Reuters со ссылкой на источники сообщило об открытии Турцией пограничных переходов на границе с Болгарией и Грецией, что позволит беженцам из разных стран, в том числе из Сирии, попасть в Евросоюз. Турецкие СМИ утром 28 февраля показали кадры с группами беженцев, идущих к границе. Между Турцией и ЕС в 2016 году было заключено соглашение о приеме Анкарой беженцев.
  • Иран, партнер России и Турции по «астанинскому формату», призвал к стабилизации ситуации в Идлибе. Тегеран продолжит работать над организацией встречи глав трех государств, говорится в сообщении иранского МИДа. Ранее пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков говорил, что пока в плане Владимира Путина нет встреч с главами Ирана и Турции.

Как развивается ситуация

  • Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган провели утром 28 февраля телефонный разговор, сообщил на пресс-конференции в Москве министр иностранных дел Сергей Лавров. По его словам, в центре внимания была ситуация в Идлибе и возможность деэскалации.
  • Представитель президента Турции Фахреттин Алтун сообщил, что в ходе разговора была достигнута договоренность о том, что «лидеры встретятся лицом к лицу как можно скорее» (цитата по изданию Haberturk). О возможности встречи Эрдоган говорил на протяжении последних двух недель, называя 5 марта как возможную дату, однако в Москве намерение Путина приехать в Стамбул не подтверждали.
  • Российские и турецкие эксперты продолжают консультации в Анкаре по ситуации в Идлибе. Об этом также сообщил Лавров.
  • Боевые действия 28 февраля шли на юге Идлиба и в районе города Саракиб, который в предыдущий день был захвачен поддерживаемыми Турцией боевиками.

Что это значит

  • «Фактически имеет место полноценная государственная война Сирии с Турцией, есть опасность выхода ситуации из-под контроля. На стороне Сирии — Россия, за спиной Турции — НАТО, прямое вовлечение и тех, и других никому не нужно», — комментирует ситуацию главный редактор «России в глобальной политике» Федор Лукьянов. Он обращает внимание на аккуратные формулировки Турции и России, Анкара тщательно делает вид, что воюет только с сирийцами, Москва также избегает резких заявлений, все это дает надежду на то, что ситуация будет купирована.
  • Турция предпринимает действия, чтобы остановить дальнейшее продвижение правительственной сирийской армии, как к югу от трассы М4(Алеппо — Хасака), так и на других участках фронта, объяснят стратегию Анкары эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. Этим, по его словам, и объясняются жертвы среди турецких военных на таких горячих участках, как Бехун, который находится в менее чем трех километрах от наступающих войск Асада. При этом Турция отказывается покидать свои наблюдательные пункты, которые остались в тылу войск Асада — фактически более сотни турецких военных находятся в заложниках у Дамаска. «Позиция Анкары в данной ситуации заключается в том, что эти пункты были созданы в соответствии с сочинскими договоренностями 2018 года, поэтому турецкие военные на них останутся — линия разграничения должна вернуться в старые границы», — объясняет Семенов.

Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist