Война санкций, 28 фев 2022, 21:58

ЕС ввел санкции против Мордашова, Усманова, Фридмана и Пескова

Новый пакет санкций включает ограничения в отношении пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, российских бизнесменов, глав компаний и телеведущих
Читать в полной версии
(Фото: Олег Яковлев / РБК)

Евросоюз ввел новый пакет санкций против России в связи с военной операцией на Украине, сообщается в официальном журнале ЕС.

Ограничительные меры затронули:

чиновников, политиков, сенаторов:

  • пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова;
  • вице-премьера Дмитрия Чернышенко;
  • министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина;
  • министра транспорта Виталия Савельева;
  • секретаря генсовета и первого вице-спикера Совфеда Андрея Турчака
  • писателя Захара Прилепина;

бизнесменов:

  • Алексея Мордашова;
  • Михаила Фридмана;
  • Алишера Усманова;
  • Петра Авена;
  • виолончелиста Сергея Ролдугина;
  • председателя совета директоров Шереметьево Александра Пономаренко;
  • Геннадия Тимченко;

глав компаний:

  • главу «Роснефти» Игоря Сечина;
  • главу «Транснефти» Николая Токарева;
  • главу Промсвязьбанка Петра Фрадкова;

сотрудников СМИ и ведущих госканалов:

  • Тиграна Кеосаяна;
  • Антона Красовского;
  • Аркадия Мамонтова;
  • Ольгу Скабееву;
  • Модеста Колерова;
  • Романа Бабаяна;

военных:

  • начальника штаба Черноморского флота Сергея Пинчука;
  • заместителя командующего Южного военного округа Алексея Авдеева;
  • заместителя командующего войсками Южного военного округа, Героя России Рустама Мурадова;
  • командующего 8-й гвардейской общевойсковой армией Южного военного округа Андрея Сычевого.

Мордашов заявил, что не понимает причин введения санкций. «Отвечая на вопрос о введении в отношении меня санкций Евросоюза, хочу подчеркнуть, что я далек от политики и всю жизнь создавал экономическую ценность для компаний, в которых я работал в России и за рубежом. Абсолютно не имею никакого отношения к возникновению нынешней геополитической напряженности. Не понимаю, почему в отношении меня введены санкции», — сказал он.

Крупнейшие активы Мордашова, Тимченко, Усманова и Фридмана

  • Алексей Мордашов в 2021 году занял первое место среди богатейших россиян по версии Forbes (оценка активов Forbes Real-Time на 28 февраля — $26,1 млрд). Среди его основных активов «Северсталь» (бизнесмен возглавляет ее совет директоров), золотодобывающая компания Nord Gold, «Силовые машины» (в 2018 году попала под санкции США из-за поставки турбин в Крым), туроператор TUI (34%), а также сеть гипермаркетов «Лента». Санкции в отношении Мордашова, являющегося крупнейшим акционером TUI не откажут никакого негативного долгосрочного влияния на саму компанию, заявил в понедельник, 28 февраля, гендиректор TUI Group Фриц Юссен.
  • Геннадий Тимченко ($21,1 млрд) уже не первый раз оказывается в санкционных списках. Впервые он был включен в «черный список» Минфина США после присоединения Крыма к России в марте 2014 года. Тогда выяснилось, что за день до этого, 19 марта, он продал долю в нефтетрейдере Gunvor (43,5%) своему партнеру Торбьерну Торнквисту в рамках «плана действий в непредвиденных обстоятельствах». Сейчас ему принадлежат доли в крупнейшей производителей СПГ в России НОВАТЭК (23,49%), нефтехимической компании «Сибур» (14,45%), подрядчике «Стройтрансгаз» (52%) и железнодорожном операторе «Трансойл» (80%).
  • Алишер Усманов ($15,3 млрд) — основатель и основной акционер холдинга USM (49%). USM принадлежат «Металлоинвест» и «Мегафон». В декабре 2021 года холдинг продал 54% «МФ Технологии», который контролирует одного из крупнейших холдингов Рунета VK (бывшая Mail.ru Group). «Акционерное участие в VK во многом определило развитие и стало важной частью истории нашего холдинга. <...> Сегодня мы выходим из капитала компании, оставляя ее на пике показателей как по количеству аудитории, так и по финансовым метрикам, что вселяет уверенность в ее будущем», — заявил тогда бизнесмен.
  • Михаил Фридман ($11,7 млрд) — основной владелец группы LetterOne Holdings (L1). Ей принадлежит доли в крупнейшей в Европе нефтегазовой компании Wintershall DEA (33%), сотовом операторе VEON (56,2%), который контролирует «ВымпелКом», и Turkcell (19,8%). Фридман также является крупнейшим совладельцем активов консорциума «Альфа-Групп» (Альфа-банка, «АльфаСтрахование», X5 Retail Group). Но ни в L1, ни в «Альфа-групп» у него нет контроля.

Прилепин заявил РБК, что на его жизнь санкции не повлияют, ограничения он назвал «международным признанием и наградой за службу». «Пушкин, например, вообще не был за границей. Я и так живу в самой красивой европейской стране», — сказал он.

Директор дирекции вещания на русском языке телеканала Russia Today Антон Красовский также сказал РБК, что на его жизнь санкции не повлияют. «Потому что, в отличие от большинства людей, против которых эти санкции были направлены, у меня нет в Евросоюзе собственности, счетов. Более того, у меня нет счетов в долларах и евро в российских банках. Мне просто приятно оказаться в хорошей компании», — сказал он. Красовский добавил, что ездил «в эти Парижи и Миланы», когда работал в глянцевых журналах.

Главный редактор ИА Regnum Модест Колеров сказал РБК, что ему «очень приятно находиться в списке с олигархами, генералами». «На мою жизнь это никак не повлияет. Я давно уже никуда не езжу. Никакой собственности, никаких счетов, вкладов — ничего за границей у меня нет. Буду дальше ездить по России и в мою любимую Южную Осетию, например», — сказал он.

26 февраля ЕС ввел санкции против президента России Владимира Путина и министра иностранных дел Сергея Лаврова из-за военной операции на Украине.

Также под ограничения попали премьер-министр Михаил Мишустин, зампредседателя Совбеза России Дмитрий Медведев, спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, глава МВД Владимир Колокольцев, а также более 350 депутатов Госдумы.

Вслед за ЕС санкции против Путина и Лаврова ввели США, также под американские санкции попали министр обороны Сергей Шойгу и начальник Генерального штаба Валерий Герасимов.

В Минфине США сочли, что российский лидер как главнокомандующий ответственен за «военное вторжение» на Украину.

Президент России Владимир Путин 21 февраля подписал указы о признании независимости ЛНР и ДНР. Страны ЕС, США и Великобритания осудили решение Москвы и пообещали ввести санкции.

Позднее Лондон ввел санкции против пяти российских банков, а также предпринимателей Бориса и Игоря Ротенбергов и Геннадия Тимченко.

США 22 февраля ввели санкции против российской элиты и членов их семей.

В тот же день верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель сообщил, что Евросоюз единогласно согласился ввести санкции против 351 депутата Госдумы, проголосовавшего за обращение о признании ДНР и ЛНР, и 27 физических и юридических лиц.

«Больше не будет шопинга в Милане, вечеринок в Сен-Тропе, бриллиантов в Антверпене. Это первый шаг», — написал он у себя в Twitter. Его твит раскритиковала официальный представитель МИД России Мария Захарова, назвав такое поведение граничащим с потерей человеческого облика. Позднее твит Борреля был удален.

Bloomberg сообщил, что с начала 2022 года состояние самых богатых россиян сократилось на $32 млрд, и допустил, что эскалация конфликта на Украине может еще сильнее повлиять на эту тенденцию.

Список российских бизнесменов, чьи состояния сократились в этом году, возглавляет член совета директоров «Сибура» и НОВАТЭКа Геннадий Тимченко, чье состояние, по данным Bloomberg, уменьшилось на $6,47 млрд.

Состояние акционера НОВАТЭКа Леонида Михельсона в 2022 году сократилось на $6,2 млрд, а состояние предправления ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова — на $3,5 млрд.

Pro
США усиливают санкции против китайского бизнеса с Россией. Где выход
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Топ-5 карьерных страхов. Как с ними бороться
Pro
Как долгая карьера на одном месте работает против вас
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
От Мердока до Адани: как в крупных компаниях планируют передачу власти