Политика, 28 апр 2018, 19:26

Визит к «гордому внуку»: чего добилась Меркель от визита к Трампу

Ангела Меркель и Дональд Трамп провели в Вашингтоне переговоры по накопившимся в отношениях спорным темам. Компромисса достичь не удалось. Немецкие СМИ считают визит малоуспешным для канцлера ФРГ
Читать в полной версии
(Фото: Kevin Lamarque / Reuters)

В пятницу, 27 апреля, канцлер Германии Ангела Меркель совершила официальный визит в Вашингтон, где провела переговоры с американским президентом Дональдом Трампом. Для Меркель это была первая поездка в США более чем за год, предыдущие переговоры с Трампом состоялись 17 марта 2017 года.

Год назад основное внимание пресса уделила формальностям и этикету, а не сути переговоров: волну публикаций вызвал якобы отказ Трампа от рукопожатия с Меркель при первой встрече. На этот раз лидеры вели себя на камеры подчеркнуто дружелюбно, а в итоговых заявлениях Белый дом и федеральная канцелярия напирали на длительность и глубину американо-германских отношений и на их роль как краеугольного камня западного мира. Две страны крайне нуждаются друг в друге, и даже политические разногласия не умаляют значения США для Германии, заявила после переговоров Меркель. «Президент Трамп является гордым внуком немецкого иммигранта в США», — отметили в Белом доме.

В преддверии визита канцлера представитель правительства ФРГ рассказал, что лидеры планируют обсудить «двусторонние отношения, а также актуальные вызовы во внешней политике и сфере безопасности». В пресс-релизе Белого дома встречу анонсировали иначе. По словам американцев, поводом к поездке стало утверждение Меркель канцлером в четвертый раз подряд. На переговорах лидеры «подтвердят стойкость германо-американского союза как фундамента трансатлантических отношений и НАТО», обсудив также геополитические и экономические проблемы, анонсировала пресс-служба Трампа.

Цена безопасности

Фундамент, как следует из заявлений по итогам встречи, становится неустойчивым, так как у сторон длинный список претензий друг к другу. Германия недовольна пошлинами США на поставку стали и алюминия, а также попытками Вашингтона пересмотреть иранскую ядерную сделку. Трамп требует от Европы, в первую очередь от ФРГ, увеличения расходов на собственную оборону.

Вопрос трансатлантической безопасности доминировал как на прошлогодней, так и на нынешней встрече. Тогда Трамп высказал немецкому лидеру недовольство сложившейся в НАТО ситуацией, когда лишь несколько стран альянса, включая США, но не Германию, выполняют норматив оборонных расходов в 2% ВВП. По словам американского президента, США фактически оплачивают безопасность той же Германии, за что Берлин должен Вашингтону «огромную кучу денег».

Фото: Brian Snyder / Reuters

За прошедший год ситуация изменилась незначительно. Германия, тратившая лишь 1,2% ВВП на оборону, медленно наращивает военные расходы, которые в 2018 году составят 1,24% ВВП. В конце 2017 года страны ЕС согласовали создание структуры постоянной военной кооперации PESCO. Понимая, что PESCO создана в дополнение и поддержку НАТО, а не на замену, Вашингтон с осторожностью смотрит на инициативу европейцев, опасаясь ослабления НАТО, признала в феврале советник министра обороны США Кэти Уилбаргер.

Одновременно с переговорами лидеров Германии и США в пятницу в Брюсселе состоялся саммит министров иностранных дел стран НАТО. На него приехал и новый госсекретарь США Майк Помпео спустя меньше суток после своего официального назначения. В своем выступлении Помпео на примере именно ФРГ раскритиковал невыполнение европейцами обязательств по собственной обороне.

В итоге, находясь в Вашингтоне, Меркель пообещала увеличить расходы на безопасность: правда, помимо собственно военных статей в ее понимании сюда входит и помощь развивающимся странам для пресечения потока беженцев.

Разногласия по Ирану

Важной темой повестки была и судьба иранской ядерной сделки. Документ, ограничивающий развитие атомной отрасли Ирана, чтобы не допустить получения им ядерного оружия, был подписан с Тегераном в формате «6+1» (США, Россия, Германия, Франция, Великобритания, Китай, а также ЕС) в 2015 году.

По мнению Трампа, сделка имеет множество недостатков, которые дают Ирану возможность рано или поздно создать атомную бомбу, поэтому он неоднократно грозился вывести США из сделки, если она не будет хотя бы модифицирована. В ноябре прошлого года в колонке The Washington Post глава внешнеполитической службы ЕС Федерика Могерини исключила переподписание документа: как минимум потому, что ядерной сделке предшествовали 12 лет интенсивных многосторонних переговоров, а сам текст подкреплен резолюцией Совбеза ООН. Россия также выступает против изменения соглашения, о чем неоднократно говорил министр иностранных дел Сергей Лавров.

Против пересмотра соглашения неоднократно выступало и руководство Германии. Несмотря на все это, Меркель после переговоров с Трампом признала, что в отношении Ирана остается еще немало вопросов, и назвала соглашение 2015 года лишь первым шагом к их разрешению. Наибольшее беспокойство, по ее словам, вызывает ракетная программа Тегерана, а также его политика в Сирии и Ливане. Перед Меркель в Вашингтоне с трехдневным государственным визитом побывал французский президент Эмманюэль Макрон, который признал, что ему не удалось переубедить Трампа не выходить из сделки.

Стальные интересы Германии

За прошедший год между Европой и США накопилось немало экономических противоречий. В начале марта между ЕС и США фактически разгорелась торговая война. Белый дом анонсировал ввозные пошлины в 25% на сталь и 10% на алюминий для всех стран, кроме соседних Канады и Мексики. Впоследствии срок введения пошлин несколько раз откладывался, сейчас их введение назначено на 1 мая. По данным Минторга США, Германия является одним из крупнейших поставщиков этих металлов в США: в 2017 году она продала американцам железа, стали и сталепродуктов на $1,19 млрд, а алюминия и сопутствующей продукции — на $539 млн. Это 4,3% американского импорта стали и железа, алюминия — 2,4%.​

Немецкое правительство не надеялось, что ему получится оттянуть внедрение пошлин после 1 мая, пишет Tegespiegel. По итогам переговоров с Трампом Меркель отметила лишь, что Берлин и Вашингтон продолжат обсуждать «справедливые условия торговли».

Дональд Трамп (Фото: Michael Candelori / Zuma / ТАСС)

Учитывая, что по итогам переговоров канцлер пообещала дальнейшее обсуждение торговых проблем, назвала сделку по Ирану «далекой от идеала», а касательно военных расходов заметила, что немцам «пора уже брать на себя больше ответственности», пообещав рост оборонного бюджета, немецкие СМИ оценивают результаты визита как поражение Меркель. Süddeutsche Zeitung отметила, что политика Трампа в отношении союзников оказалась хуже, чем все опасались. Меркель вернулась в Европу с пустыми руками, пишет газета Die Welt. С похожими заголовками вышли Frankfurter Allgemeine Zeitung и Handelsblatt.

С тем, что визит Меркель завершился безрезультатно, не согласен замдиректора Института Европы РАН Владислав Белов: «Для Трампа государственные интересы США находятся на первом месте, и канцлер это понимает. Меркель и не рассчитывала на уступки, но донесла до президента свою позицию».

Очередной отсрочки введения пошлин после 1 мая, по мнению Белова, исключать также нельзя, тем более что в противном случае Вашингтон рискует получить жесткие ответные меры от ЕС. А трансатлантическому сотрудничеству в сфере безопасности вся ситуация не мешает, уверен эксперт.

Россия не в приоритете

В итоговых коммюнике Белого дома и федеральной канцелярии не сообщается, обсуждались ли взаимоотношения с Россией. Однако на пресс-конференции Меркель отметила, что в беседе лидеры затронули тему последних санкций США против Москвы. По ее словам, власти ФРГ и США активно обмениваются данными и оценками эффекта новых ограничений.

Последние американские санкции были запущены 6 апреля против 24 российских чиновников, бизнесменов и подконтрольных им компаний. Ограничения введены в рамках закона CAATSA, который вступил в силу в августе 2017 года. Документ вводит принцип экстерриториальности: под ограничения могут попасть и лица из трет​ьих стран, ведущие существенный по оборотам бизнес с указанными в нем россиянами. Прошлым летом это положение вызвало бурю негодования в деловом и политическом сообществе Европы, совместное заявление с осуждением CAATSA выпустили МИД Германии и правительство Австрии.

Перед поездкой Меркель, 26 апреля, Российско-германская внешнеторговая палата (AHK), которая представляет интересы немецкого бизнеса в России, выпустила доклад, где оценила потери немецких компаний от последних санкций в размере около €300 млн до конца года и около €1,5 млрд за пять лет. Руководство AHK призвало Меркель обсудить ущерб на встрече с Трампом.

По мнению Владислава Белова, будучи бизнесменом, Трамп не пойдет на уступки Меркель, потому что мало что может выторговать взамен. Вопрос же модификации санкций будет обсуждаться при возможной встрече Трампа с Владимиром Путиным. «Даже если Меркель высказала ему свою озабоченность, Трамп лишь принял это к сведению, понял, что есть такая проблема, на которой он сможет при случае выгодно сыграть, использовать тему российско-европейских деловых отношений при обсуждении вопроса санкций с Путиным», — отмечает Белов.

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Сгенерированная реальность: каким будет 2025 год для PR-специалистов