Политика, 28 июн 2001, 23:22

Югославия: Деньги победили гордость

Вечером в четверг экс-президент Югославии Слободан Милошевич был выдан Международному трибуналу ООН в Гааге.
Читать в полной версии

Слободан Милошевич родился 20 августа 1941 года в городе Пожаревац в Центральной Сербии. В 23 года он окончил Белградский юридический институт и тогда же вступил в Коммунистическую партию. В 1984 году по протекции своего друга Ивана Стамболича, ставшего главой Сербской компартии, сам Милошевич становится руководителем партийного отделения в столице страны Белграде. Спустя два года Милошевич сменяет Стамболича на посту лидера сербских коммунистов, а еще через три года, в 1989 году становится президентом Сербии и сразу же урезает автономию края Косово. По стране прокатывается волна протестов, и тогда в край вводятся войска.

Спустя два года развал советского блока оборачивается и началом распада Югославской Федерации. Первыми в 1991 году из состава Республики выходят Хорватия и Словения, чему Милошевич безуспешно пытается сопротивляться. Возле границы со Словенией выстраиваются танки, сербов в Хорватии призывают браться за оружие.

После Боснийской войны 1992-1995 гг. и Дейтонских соглашений по Боснии Милошевичу удается сохранить власть, и в 1997 он добивается, чтобы парламент провозгласил его президентом Югославии (которая к тому моменту уже состояла лишь из двух республик – Сербии и Черногории). Проводятся новые массовые зачистки в Косове. Запад выражает активное возмущение.

В марте 1999 НАТО начинает беспрецедентную военную акцию в Европе – вся мощь альянса брошена против одного государства – Югославии. Но даже после такой войны, унесшей жизни тысяч югославских военных и мирных граждан, С.Милошевич умудряется удержать власть в стране в своих руках.

Однако, ненадолго. Спустя год с небольшим, в сентябре 2000 года народное недовольство превращается в тихую, почти «бархатную» - по чешскому варианту - революцию, и на смену С.Милошевичу на волне демократической народной эйфории приходит лидер демоппозиции Воислав Коштуница.

Потом долгое время Милошевич находится на свободе, однако не пытается покинуть Югославию, зная, что за границей его ждет неминуемый арест по требованию Гаагского трибунала. Но 1 апреля 2001 года экс-президента арестовывают и на родине, на собственной вилле, после 26-ичасового противостояния охраны экс-лидера с полицией.

Долгое время президент Коштуница заявлял, что Милошевич будет осужден в Сербии и не будет выдан международному правосудию. К тому же в Югославии до сих пор нет закона, допускающего такую выдачу, – этого не предусматривает и югославская конституция. Пять дней назад правительство страны большинством голосов демократов (без участия министров от социалистической партии второй республики Черногории) приняло декрет, допускающий начало процедуры экстрадиции экс-президента в Гаагу. А сегодня Конституционный суд Югославии принял постановление, приостанавливающее действие этого декрета. Тем не менее экс-президент был выдан трибуналу ООН.

Первой реакцией адвоката экс-президента Томы Филы была фраза «Я не верю этому!». Еще бы – ведь, казалось, только несколько часов назад защита С.Милошевича одержала победу, убедив встать на сторону бывшего лидера, хотя бы временно, даже Конституционный суд.

Видимо, не последнюю, если не первостепенную, роль в таком решении сербских властей сыграл вопрос финансовый – международное сообщество, и в первую очередь США, не раз четко заявляло, что финансовая помощь новой демократической Югославии будет оказана только в случае плодотворного сотрудничества с Международным трибуналом в Гааге и, в частности, в случае выдачи бывшего президента Республики правосудию ООН.

Стоит заметить, что С.Милошевич был выдан Гааге буквально накануне международной конференции экономических доноров для Союзной Югославии, которая открывается в пятницу в Брюсселе. К конференции подготовлен доклад Всемирного банка, содержащий оценку экономической ситуации в стране и инвестиционные приоритеты для СРЮ. Именно там будет решен вопрос о выделении новых объемов экономической помощи Белграду.

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей