Тбилиси объяснил, почему переговоры с ЕС о членстве заморозили до 2028-го
Грузия решила до 2028 года снять с повестки дня вопрос о переговорах с ЕС по поводу вступления в союз, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе на брифинге, его слова приводит «Sputnik Грузия».
«Мы сегодня приняли решение до конца 2028 года не ставить в повестку дня вопрос открытия переговоров с Евросоюзом. Также до конца 2028 года отказываемся от всех бюджетных грантов от Евросоюза», — сказал Кобахидзе после встречи лидеров парламентского большинства с членами правительства и политсовета правящей партии «Грузинская мечта».
Премьер счел вопрос начала переговоров о членстве в Евросоюзе инструментом шантажа Тбилиси и подчеркнул, что категорически неприемлемо рассматривать присоединение Грузии к союзу как милость. Конец 2028 года он назвал «тем временем, когда Грузия с экономической точки зрения будет должным образом готова к открытию переговоров для вступления в Евросоюз в 2030 году», уточнив, что речи о прекращении евроинтеграции не идет.
Грузия выполнит взятые на себя обязательства в рамках соглашения об ассоциации Грузии с ЕС 2014 года на свои деньги, «без какой-либо финансовой помощи Евросоюза», заверил глава правительства.
«Мы собираемся вступать в Евросоюз не попрошайничеством, стоя на одной ноге, а достойное вступление в Евросоюз с исправной демократической системой и сильной экономикой», — заключил Кобахидзе.
В июне 2022 года Украина и Молдавия получили статус страны-кандидата на вступление в ЕС. Еврокомиссия также рассматривала заявку Грузии, однако ей тогда отказали. Позднее, в декабре 2023-го, Брюссель решил предоставить Грузии статус кандидата, а также объявил о начале переговоров о членстве с Украиной и Молдавией. Однако после принятия в стране «закона об иноагентах» в этом году в ЕС заявили о фактической приостановке процесса вступления Грузии.
Говоря об отношениях с Россией, премьер назвал мирное урегулирование конфликта одним из главных приоритетов правительства и пообещал придерживаться прагматизма в отношениях с Москвой. «У страны есть красные линии, связанные с деоккупацией территорий. У нас есть свои стремления, и эти красные линии будут соблюдены до конца», — заявил Кобахидзе. Прагматичную политику он назвал «одним из основных инструментов поддержания мира и защиты стратегических интересов» страны.
В октябре Кобахидзе исключал восстановление дипломатических отношений с Россией «из-за оккупации 10% территории». Они были прерваны в сентябре 2008 года после ввода российских войск и признания Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии. Тбилиси счел этот шаг оккупацией.
Летом в МИД России говорили, что Москва готова идти по пути нормализации отношений с Тбилиси. В Кремле, комментируя расширение безвизового режима для граждан Грузии, отмечали, что диалог народов двух стран не прерывался, в России есть большая грузинская диаспора, а в Грузии — много российских туристов.
Читайте РБК в Telegram.