Политика, 29 апр 2003, 16:15

В Москве впервые прозвучала кантата Шенберга "Песни Гурре"

На Новой сцене Большого театра впервые прозвучала кантата Арнольда Шенберга "Песни Гурре" для солистов, хора и оркестра. Это было третье исполнение в России кантаты Шенберга, работу над которой автор завершил в 1911 году. Два предыдущих состоялись в Санкт-Петербурге.
Читать в полной версии

Печальная судьба постигла красивейшую кантату Шенберга, являющую собой совершенное романтическое произведение, по той причине, что организовать ее исполнение не просто. В постановке должно быть задействовано огромное количество исполнителей: по партитуре - около 350.

В нынешнем проекте Большого участвовало меньше певцов и музыкантов, но тоже немалое количество - около 250. Нужная сила звучания достигалась за счет микрофонов, которые были установлены перед хором. О возможности использования микрофонов говорил и сам Шенберг в 1940-ых годах.

Кроме того, музыка Шенберга, будущего изобретателя додекафонии, сложна для исполнения. Немного найдется певцов, в репертуаре которых - Шенберг. Исполнение этого колоссального сочинения - заведомо убыточный проект, к тому же концерт в Большом не был записан. И на Западе “Песни Гурре” - единственное сочинение Шенберга, которое пользовалось успехом у публики при жизни основателя нововенской школы - звучат не часто: в основном на гала-концертах, на открытии больших концертных залов.

"Песни Гурре" - первое крупное сочинение Шенберга, и именно оно сделало автора всемирно известным. Композитор начал писать кантату в 1900 году, однако вынужден был заняться оркестровкой чужих сочинений. Поэтому "Песни Гурре" были закончены лишь в 1911 году. Интересно, что в том же году Шенберг издал работу по теории музыки "Учение о гармонии", в которой обосновывается додекафония.

Для главного приглашенного дирижера Большого театра Николая Алексеева, который выступил музыкальным руководителем постановки и дирижером, “Песни Гурре”, по его собственному выражению, - романтический тупик. Шенберг достиг таких высот в этом сочинении, что становится понятным, почему он стразу же начал поиск новых форм для выражения новых смыслов.

Оркестр под управлением Алексеева исполняет “Песни Гурре” именно как произведение, являющееся апофеозом романтизма, не отыскивая в нем указания на атональность последующей музыки Шенберга. Постановка и в музыкальном, и в концептуальном отношении, получилась удачной. В качестве чтеца был приглашен известный австрийский актер Клаус Мария Брандауэр, который прекрасно справился со сложной задачей и сыграл свою роль ярко, точно, музыкально. К слову, Шенберг не любил, когда в чтецы приглашали профессиональных певцов - в процессе исполнения они начинали удаляться от декламации. Убедительно исполнили свои партии Гленн Винслейд (Австралия) - Вальдемар, Мелани Диннер (Германия) - Туве, Альгирдас Янутас (Литва) - Клаус Нарр, Марианна Тарасова (Россия) - Лесная Голубка.

Поскольку собственных музыкальных ресурсов Большого оказалось не достаточно для постановки “Песен Гурре”, учитывая работу театра над оперными и балетными премьерами, к участию в проекте был приглашен хор Государственной академической симфонической капеллы России, камерный хор "Духовное возрождение" под руководством Льва Конторовича, симфонический оркестр Москвы "Русская филармония".

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски