Политика, 29 апр 2003, 16:15

В Москве впервые прозвучала кантата Шенберга "Песни Гурре"

На Новой сцене Большого театра впервые прозвучала кантата Арнольда Шенберга "Песни Гурре" для солистов, хора и оркестра. Это было третье исполнение в России кантаты Шенберга, работу над которой автор завершил в 1911 году. Два предыдущих состоялись в Санкт-Петербурге.
Читать в полной версии

Печальная судьба постигла красивейшую кантату Шенберга, являющую собой совершенное романтическое произведение, по той причине, что организовать ее исполнение не просто. В постановке должно быть задействовано огромное количество исполнителей: по партитуре - около 350.

В нынешнем проекте Большого участвовало меньше певцов и музыкантов, но тоже немалое количество - около 250. Нужная сила звучания достигалась за счет микрофонов, которые были установлены перед хором. О возможности использования микрофонов говорил и сам Шенберг в 1940-ых годах.

Кроме того, музыка Шенберга, будущего изобретателя додекафонии, сложна для исполнения. Немного найдется певцов, в репертуаре которых - Шенберг. Исполнение этого колоссального сочинения - заведомо убыточный проект, к тому же концерт в Большом не был записан. И на Западе “Песни Гурре” - единственное сочинение Шенберга, которое пользовалось успехом у публики при жизни основателя нововенской школы - звучат не часто: в основном на гала-концертах, на открытии больших концертных залов.

"Песни Гурре" - первое крупное сочинение Шенберга, и именно оно сделало автора всемирно известным. Композитор начал писать кантату в 1900 году, однако вынужден был заняться оркестровкой чужих сочинений. Поэтому "Песни Гурре" были закончены лишь в 1911 году. Интересно, что в том же году Шенберг издал работу по теории музыки "Учение о гармонии", в которой обосновывается додекафония.

Для главного приглашенного дирижера Большого театра Николая Алексеева, который выступил музыкальным руководителем постановки и дирижером, “Песни Гурре”, по его собственному выражению, - романтический тупик. Шенберг достиг таких высот в этом сочинении, что становится понятным, почему он стразу же начал поиск новых форм для выражения новых смыслов.

Оркестр под управлением Алексеева исполняет “Песни Гурре” именно как произведение, являющееся апофеозом романтизма, не отыскивая в нем указания на атональность последующей музыки Шенберга. Постановка и в музыкальном, и в концептуальном отношении, получилась удачной. В качестве чтеца был приглашен известный австрийский актер Клаус Мария Брандауэр, который прекрасно справился со сложной задачей и сыграл свою роль ярко, точно, музыкально. К слову, Шенберг не любил, когда в чтецы приглашали профессиональных певцов - в процессе исполнения они начинали удаляться от декламации. Убедительно исполнили свои партии Гленн Винслейд (Австралия) - Вальдемар, Мелани Диннер (Германия) - Туве, Альгирдас Янутас (Литва) - Клаус Нарр, Марианна Тарасова (Россия) - Лесная Голубка.

Поскольку собственных музыкальных ресурсов Большого оказалось не достаточно для постановки “Песен Гурре”, учитывая работу театра над оперными и балетными премьерами, к участию в проекте был приглашен хор Государственной академической симфонической капеллы России, камерный хор "Духовное возрождение" под руководством Льва Конторовича, симфонический оркестр Москвы "Русская филармония".

Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Уйти из найма в консалтинг. Как продвигать свою экспертизу: 3 направления
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Как с 1990-х годов менялось наследственное планирование у бизнесменов