Генпрокурор Чайка предложил сократить количество присяжных
Генпрокуратура поддерживает возвращение народных заседателей в суды и уменьшение числа присяжных заседателей. Об этом в среду заявил генпрокурор Юрий Чайка с трибуны Совета Федерации.
По мнению генпрокурора, суд присяжных необходимо реформировать, так как в малочисленных регионах очень сложно набрать коллегию из 12 основных присяжных и еще двух запасных. «Есть небольшие регионы, где очень сложно набрать эту скамейку присяжных, и мы считаем, что, может быть, настало время как-то уменьшить это количество присяжных», — пояснил он сенаторам (цитата по РИА Новости).
Чайка не только предложил сократить число заседателей, но и изменить процедуру вынесения ими решений. Если сейчас коллегия присяжных выносит вердикт в совещательной комнате самостоятельно, то Чайка предложил разрешить профессиональным судьям присоединяться к заседателям и давать им юридические консультации. «Бывают ошибки, они вынуждены консультироваться с судьей», — посетовал генпрокурор на низкую правовую культуру сограждан.
Кроме этого Чайка поддержал возвращение института народных заседателей, которые рассматривали дела вместе с профессиональными судьями в советское время. Право граждан участвовать в отправлении правосудия гарантировано конституцией, и это право может быть реализовано через народных заседателей, считает Чайка.
Задание президента
Реформирование суда присяжных заседателей заботит власти уже давно. В январе президент Владимир Путин по итогам встречи со своим советом по правам человека поручил разработать концепцию реформы, чтобы расширить полномочия присяжных. Месяц спустя Верховный суд за круглым столом обсудил с администрацией президента предложения реформы.
Тогда зампредседателя Верховного суда Владимир Давыдов рассказывал, что есть два основных предложения: либо сохранить существующую модель и расширить его подсудность, либо сократить число присяжных, но внедрить коллегии в районные суды, а также вернуть народных заседателей.
Первый вариант вернет суды к модели 90-х годов прошлого века, второй же принесет серьезные изменения, рассказывал Давыдов. В частности, составы коллегий присяжных могут быть сокращены до пяти—семи человек. Это обусловлено нехваткой желающих вершить правосудие граждан.
Наряду с этим усеченные коллегии могут появиться в районных судах, а к их подсудности предлагалось отнести дела о «бытовых убийствах», причинении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, а также дела о разбойных нападениях (ст. 105, ч. 4, ст. 111 и ст. 162 Уголовного кодекса).
В настоящее время присяжные могут рассматривать дела об убийствах с отягчающими обстоятельствами, покушениях на должностных лиц, похищениях людей, организации преступного сообщества, по некоторым составам наркотических преступлений, военных преступлений.
Кроме этого участники круглого стола обсуждали вопрос о возвращении народных заседателей, которые смогли бы полноценно рассматривать дела вместе с судьей и изучать все юридические вопросы.
Эту идея поддерживала администрация президента. «В советское время был институт народных заседателей, их называли «кивалы», — выступал советник президента и бывший председатель Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев. Он рассказал, что сам был «кивалой» 20 лет и общество напрасно пренебрегает этим институтом, когда он обеспечивает доступ простых людей к отправлению правосудия.
Альтернативный путь
В свою очередь, альтернативную концепцию реформирования суда присяжных разработал и Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина. Ее автором стал судья Мосгорсуда в отставке Сергей Пашин, который занимался внедрением судов присяжных в 1990-е. Он предложил расширить подсудность судов, сохранив при этом численность коллегий.
Против сокращения числа присяжных и объединения заседателей с судьей в единые коллегии высказался и президент Совета по правам человека Михаил Федотов на круглом столе 9 апреля. «Это разрушает сам принцип отделения присяжных от суда», — настаивал Федотов. При этом он подчеркивал, что идея вернуть народных заседателей сама по себе хорошая, но ее следует рассматривать в качестве дополнения к институту суда присяжных, а не в качестве его замены.
По мнению адвоката Владимира Жеребенкова, если сократить коллегии и объединить их с профессиональными судьями, то присяжные станут полностью управляемыми. «12 присяжных было в царской России, такое число оправдано историческим опытом и судебной практикой», — отмечает адвокат.
Как считает Жеребенков, сейчас необходимо вернуть в подсудность присяжных дела о взятках, дела террористической направленности и другие категории дел, которые были исключены из юрисдикции присяжных в последние годы.