Brexit откладывается: о чем договорились лидеры ЕС на саммите в Брюсселе
Референдум о выходе Великобритании из ЕС стал ключевой темой завершившегося в среду саммита Евросовета, а сроки начала процедуры по этому выходу — основным спорным вопросом между Лондоном и лидерами 27 оставшихся стран — членов ЕС.
После того как в прошлую пятницу стало известно, что большинство британцев проголосовали за выход из ЕС, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что процесс выхода запустит уже его преемник, который будет выбран только к октябрю. «Не пойму, зачем британскому правительству нужно ждать до октября, чтобы отправить в Брюссель прощальное письмо. Я бы хотел, чтобы это произошло немедленно», — ответил на это в выходные председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Тем не менее в итоговом заявлении саммита требование к Великобритании немедленно покинуть ЕС смягчилось до формулировки сделать это «как можно скорее».
«Если британский народ проголосует за выход, есть только один способ начать процедуру — применить ст.50 Лиссабонского договора и начать собственно процесс выхода. И британцы по праву будут ждать, что это произойдет незамедлительно», — говорил еще в феврале сам Кэмерон. Но после референдума даже британские евроскептики призвали подождать с запуском процедуры.Дело в том, что упомянутая статья Договора о функционировании ЕС до сих пор никогда не применялась, а то, как она сформулирована, оставляет широкое поле для толкования. Например, первый пункт статьи гласит, что заявка о выходе из ЕС подается страной «в соответствии со своими конституционными требованиями», но у Великобритании нет единой кодифицированной конституции. В связи с этим запуск процедуры должен получить одобрение парламента, утверждают, например, специалисты Ассоциации конституционного права Великобритании. В итоге главы стран ЕС согласились, что реализация 50-й статьи — прерогатива Лондона, и этот процесс «необходимо провести поступательно и в спокойной манере», гласит итоговая резолюция саммита.
Неформальная встреча глав государств и правительств Евросоюза, на которой будет обсуждаться дальнейшая судьба объединения в составе уже 27 стран, должна пройти 16 сентября в Братиславе.
Параллельно с саммитом Евросовета в Брюсселе прошла сессия Европарламента, на которой британские политики и их сторонники среди евроскептиков из других стран вели ожесточенную полемику с чиновниками Евросоюза и политиками с континента. Ее итогом во вторник стало принятие резолюции с требованием незамедлительно начать процесс выхода Великобритании из ЕС (впрочем, этот документ не является юридически обязывающим). Против проголосовали лишь 30% парламентариев. По данным портала VoteWatch, это были преимущественно депутаты от право- и леворадикальных партий из всего Евросоюза. Британские делегаты либо проголосовали против, либо воздержались от голосования.
В среду в Брюссель по приглашению главы Европарламента Мартина Шульца прибыла первый министр Шотландии Никола Старджен. Целью визита, по ее словам, была попытка «защитить место шотландцев в Евросоюзе». Но глава Евросовета Дональд Туск отказался от двусторонних переговоров, сочтя, что обсуждать этот вопрос сейчас не время.
Brexit занял собой практически всю повестку саммита. Одним из вопросов стало, например, обсуждение экономической ситуации после Brexit. По прогнозу главы ЕЦБ Марио Драги, решение британцев обойдется экономике еврозоны в 0,3–0,5% ВВП.
Вопрос продления санкций в отношении России (действуют до 31 июля) на встрече решен не был. Всесторонне изучить его Туск обещал на следующем саммите Евросовета 20–21 октября.